Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

2011 год

Доклад
об осуществлении государственного контроля (надзора)
в сфере содействия занятости населения и об эффективности такого контроля (надзора) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за январь-декабрь 2011 года

1) Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

   Исполнение государственной функции по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2011 году осуществлялось Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании:

   части второй подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой к переданным полномочиям относится осуществление контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

   подпункта 6 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому к переданным полномочиям относится проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

   пункта 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

   абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%);

   абзаца второго статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;

   части второй статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов;

   Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора», согласно нормам которого организуются и проводятся проверки;

   части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц;

   статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой непредставление в государственный орган (должностному лицу) или несвоевременное представление, или представление не в полном объеме, или в искаженном виде сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц;

   пункта 87 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.42 и 19.7 Кодекса об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения;

   Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которому квота для приёма на работу инвалидов определяется (рассчитывается) работодателями самостоятельно, исходя из средней списочной численности работников, в размере двух процентов от среднесписочной численности работников организациям, численность работников в которых составляет более ста человек, а при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации  в соответствии с заключенным с этой организацией договором;

   постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 сентября 2009 года №254-п «Об утверждении порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», согласно которому минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре со среднесписочной численностью:

от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места;

более 5001 человека - четыре специальных рабочих места,

   при этом минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, установленной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

   пунктов 1, 6.3.1., 6.4.1., 6.6.1., 6.6.6  Положения о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,  утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 16 июля 2010 года №127 «О Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

   приказа Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 февраля 2011 года № 1-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

   Положения перечисленных выше нормативных правовых актов  объективны, доступны для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по имеющимся данным, не содержат признаков коррупциогенности.

   2) Организация государственного контроля (надзора)

   Структура Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  (далее – Департамент) утверждена постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июля 2010 года №127 (приложение 2 к указанному постановлению):

   директор Департамента;

   первый заместитель директора Департамента;

   заместители директора Департамента;

   помощник директора Департамента.

   Управление труда:

   отдел социально-трудовых отношений,

   отдел трудовой миграции,

   отдел охраны и экспертизы условий труда.

   Управление занятости населения:

   отдел анализа рынка труда,

   отдел содействия трудоустройству и технологии работы,

   отдел профессиональной ориентации и профессионального обучения,

   отдел контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

   Управление отраслевого планирования, анализа и прогнозирования:

отдел разработки, мониторинга и реализации программ содействия занятости населения,

отдел отраслевого планирования.

   Административное управление:

   отдел юридической и кадровой работы,

   отдел бухгалтерского учета и отчетности,

   отдел делопроизводства, информационных технологий и материально-технического обеспечения.

   В целях реализации государственной функции по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре приняты следующие основные меры:

   1. Принято постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 июля 2010 года №127 «О Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (с изменениями от 21 июля 2011 года).

   В отчетном периоде Положением о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры были предусмотрены следующие полномочия:

   - реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля на территории автономного округа в сфере занятости населения;

   - принятие следующих нормативных правовых актов в форме приказов:

   перечня должностных лиц Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;

   порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

   - проведение плановых и внеплановых проверок в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

   - осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере содействия занятости населения, в том числе по контролю за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

   2. Сформирован, согласован с прокуратурой и утвержден (29 октября 2010 года) план проведения Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год, в октябре 2011 года утвержден аналогичный план на 2012 год.

   3. Внесены изменения в локальный акт, устанавливающий перечень должностных лиц, уполномоченных выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения (распоряжение Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 24 января 2011 года №12-р «О внесении изменений в распоряжение от 5 октября 2010 года №43а-р «Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных выдавать предписания»), издан приказ Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 февраля 2011 года №1-нп «Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

   4. Разработана новая форма представления работодателями в органы службы занятости Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информации о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

   5. Организовано формирование и представление Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в уполномоченные органы отчёта по форме федерального статистического наблюдения №1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора)» с пояснительной запиской (за 2010 год и с ежеквартальной периодичностью - в 2011 году) и ежегодного доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере содействия занятости населения и об эффективности такого контроля (надзора) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

   6. По решению Совета по делам инвалидов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сформирован и направлен для размещения на официальном веб-сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реестр работодателей, нарушающих требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.

   7. Подготовлены изменения в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2011 года № 482-п «Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)», в постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 16 июля 2010 года №127 «О Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в Положение о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)  с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации о занятости населения с 1 января 2012 года.

   С учётом отсутствия у субъектов Российской Федерации полномочия по разработке и утверждению административных регламентов исполнения государственных функций административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты разработан и утвержден  приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2011 года № 1314н. В настоящее время порядок исполнения государственной функции по осуществлению контроля за приемом на работу в инвалидов пределах установленной квоты регламентируется данным документом.

   Казенные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры центры занятости населения не наделены полномочиями по осуществлению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

   Экспертные организации и эксперты к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок в отчетном периоде не привлекались.

   При осуществлении своих функций в 2011 году Департамент взаимодействовал с прокуратурой автономного округа в целях принятия мер прокурорского реагирования в отношении работодателей, не выполняющих установленную квоту для приема на работу инвалидов, не представляющих органам службы занятости ежемесячно информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, о наличии вакансий, в том числе для трудоустройства инвалидов, в целях привлечения к ответственности работодателей, не исполнивших своевременно выданные им Департаментом законные предписания об устранении выявленных нарушений, а также с мировыми судьями  в части направления им протоколов об административном правонарушении в целях привлечения работодателей к ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 5.42 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   3) Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

   Выделить объём финансовых средств именно на осуществление проверок работодателей в рамках исполнения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ в настоящее время не представляется возможным, поскольку в целях экономии бюджетных средств, выезжая в какой-либо город (район) автономного округа, одновременно  либо сразу по окончании осуществления контроля работодателей за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществлялись проверки деятельности казенных учреждений автономного округа центров занятости населения в рамках осуществления контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных, обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения. На проведение проверок в 2011 году затрачено 188,9 тыс. руб.

   В целях осуществления контрольных функций в структуре Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  создан отдел контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения. Комплектование отдела осуществляется с 4 квартала 2010 года. В течение 2011 года все проверки (и работодателей, и центров занятости населения) преимущественно проводились силами трех специалистов,  в связи с чем нагрузка в расчете на одного специалиста была максимальной в течение всего года. В сентябре 2011 года отдел укомплектован еще двумя специалистами (с испытательным сроком). По состоянию на 31 декабря 2011 года в отделе занято пять из пяти штатных единиц (начальник отдела, два консультанта, два главных специалиста).  Работники отдела имеют высшее профессиональное образование, опыт государственной гражданской службы (четверо из пяти), двое во втором полугодии 2011 года приняли участие в семинаре по направлению деятельности отдела, один из новых специалистов посещает "школу начинающих государственных служащих". На 2012-2013 годы запланировано повышение квалификации специалистов отдела.

   Представители экспертных организаций в 2011 году для проведения проверок не привлекались.

   4) Проведение государственного контроля (надзора)

   Согласно утвержденному плану проведения проверок на 2011 год, согласованному с органами прокуратуры и размещенному на официальном веб-сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также на официальном сайте прокуратуры, в январе-декабре 2011 года в рамках осуществления контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе выделения (создания) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в  пределах установленной квоты, на основании распоряжений о проведении проверок Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведены проверки 33 юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории автономного округа.

   Все 33 проверки юридических лиц - плановые, в том числе 16 выездных и 23 документарных: 10 выездных, 17 – документарных, 6 – документарных и выездных.

   В ходе проведения проверок  выявлены нарушения обязательных требований 32 из 33 юридических лиц:

   Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статей 20, 21, 22, 24);

   Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (статьи 25) в части ежемесячного представления органам службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

   Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (преимущественно статьи 19.7, одно нарушение - статьи 5.42);

   Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2004 года №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

   постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 сентября 2009 года №254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

   5) Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

   По итогам проведенных проверок работодателей уполномоченными должностными лицами Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отчетном периоде составлены акты, работодателям выданы предписания об устранении выявленных нарушений, оформлены протоколы об административных правонарушениях:

   составлено 33 акта;

   работодателям выдано 32 предписания об устранении выявленных нарушений в связи с бездействием по вопросу создания квотируемых (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов (большинством работодателей представлена информация об исполнении предписания).

   В связи с отсутствием необходимых полномочий у Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в прокуратуру автономного округа в отчетном периоде направлены письма о содействии в привлечении шести работодателей к ответственности согласно статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за невыполнение в срок законного предписания).

   оформлено и передано мировым судьям 23 протокола об административном правонарушении: 22 протокола, составленных на основании ст. 19.7, 28.2, п.87 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 1 протокол, составленный на основании ст. 5.42, 28.2, п.87 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   По протоколам об административном правонарушении на конец отчетного периода мировыми судьями приняты следующие решения: по 18 протоколам – постановления о назначении административного наказания (15 - в виде штрафа, 3 - в виде предупреждения), по 2 протоколам – постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания, по 1 протоколу – определение о передаче дела по подсудности.

   Общая сумма наложенных административных штрафов в отчетном периоде составила 45000 рублей, фактически работодателями уплачено 42000 рублей.

   Кроме того, информация о работодателях, не выполняющих квоту для приема на работу инвалидов, а также не представляющих сведения о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов  направляется органами службы занятости Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  в органы прокуратуры, следствием чего являются исковые заявления прокуроров в суд, в результате удовлетворения которых суд обязывает работодателей создать (выделить) рабочие места для приема инвалидов на работу в пределах установленной квоты.

   6) Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

   В 2011 году нарушения законодательства Российской Федерации (в части бездействия по приему на работу инвалидов в счет установленной квоты и (или) в части ежемесячного представления органам службы занятости информации, предусмотренной статьёй 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года  "О занятости населения в Российской Федерации": необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов) выявлены у 32 из 33 проверенных юридических лиц (97% общего числа охваченных проверками юридических лиц).

   План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год выполнен (проверены все 33 юридических лица). В общем числе работодателей Югры со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек (по состоянию на начало 2011 года) доля проверенных работодателей составила 2,3%. Все проверки были плановыми.

   Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составила 68,8% (22 из 32 проверок, в результате которых выявлены нарушения. По итогам 22 проверок юридических лиц составлено 23 протокола об административном правонарушении). В остальных случаях протокол об административном правонарушении не составлялся (как правило, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за административное правонарушение или отсутствием основания привлечения работодателя к административной ответственности за невыполнение квоты для приема на работу инвалидов при выполнении им остальных обязательных требований законодательства Российской Федерации).

   Доля проверок, по итогам которых на основании 18 протоколов об административном правонарушении в отчетном периоде мировыми судьями наложены административные взыскания, составила 81,8% (в общем числе проверок, по итогам которых составлены протоколы) и 56,3% (в общем числе проверок, в результате которых выявлены нарушения). По видам наказаний: в виде административного штрафа - 83,3% в числе постановлений мировых судей о наложении административных взысканий (по 15 из 18 протоколов) или 46,9% в общем числе проверок, в результате которых выявлены нарушения, в виде предупреждения - 16,7% в числе постановлений мировых судей о наложении административных взысканий (по 3 из 18 протоколов) или 9,4% в общем числе проверок, в результате которых выявлены нарушения.

   По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 году действовало 1226 организаций, имевших среднесписочную численность более 100 человек. За 2011 год в центры занятости населения сведения о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов представили 58,2% работодателей округа (714 организаций, при этом размер установленной им квоты для приёма на работу инвалидов составил 8390 ед. на начало года и 8474 ед. на конец года). По уточненным данным  в течение 2011 года работодателями выделено 4862 рабочих места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты (с учетом выделенных на начало года), на квотируемых рабочих местах было занято 3123 инвалида. По-прежнему, актуальна проблема несоответствия спроса и предложения: на регистрационном учете в центрах занятости населения зачастую нет инвалидов, которым согласно индивидуальной программе реабилитации рекомендовано трудоустройство на заявленные работодателями в счет квоты рабочие места. Доля рабочих мест, выделенных 714 работодателями для трудоустройства инвалидов в счет квоты, на начало отчетного периода составила 35% размера установленной квоты, на конец отчетного периода – 46,5%. 

   По итогам анализа представленной работодателями информации о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов в отчетном периоде Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направлены письма в адрес:

   Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  об оказании содействия в организации работы по исполнению нормативных актов о квотировании рабочих мест инвалидам бюджетными организациями социальной сферы;

   восьми исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о принятии мер к исполнению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов  организациями курируемой ими сферы (трижды).

   Всем руководителям исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлено письмо за подписью первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о необходимости соблюдения положений законодательства Российской Федерации о занятости населения в части ежемесячного представления  органам службы занятости сведений о наличии вакансий, о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, о социальной защите инвалидов в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

   В ряде муниципальных образований автономного округа при участии органов службы занятости населения и администраций муниципальных образований автономного округа проведены совещания с работодателями по вопросам соблюдения положений законодательства Российской Федерации о занятости населения, квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, с приглашением представителей органов прокуратуры,  бюро медико- – социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В ходе совещания обсуждены вопросы трудоустройства инвалидов на рабочие места в счет квоты, прав и обязанностей работодателей в области содействия занятости населения, ответственности работодателей за нарушения законодательства о занятости, возможностей взаимодействия  работодателей и органов службы занятости по содействию в трудоустройстве инвалидов в рамках реализации действующих в Югре программ.

   Благодаря принятым мерам заявленная работодателями потребность для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в 2011 году выросла вдвое по сравнению с прошлым годом и составила согласно данным АИС «Регистры получателей услуг» и федерального статистического наблюдения 1217 вакансий (в 2010 году было заявлено 603 вакансии).

   Рост активности работодателей, которые были проверены Департаментом в рамках осуществления государственного контроля, по вопросу содействия трудоустройству инвалидов (в том числе во взаимодействии с органами службы занятости населения), представления информации, необходимой для профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов, создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2011 году в том числе свидетельствует об эффективности государственного  контроля, и, прежде всего, о постепенном повышении социальной ответственности работодателей Югры перед инвалидами.

   7) Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

   План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год выполнен.

   В план проверок на 2012 год, согласованный с органами прокуратуры, включено большее по сравнению с 2011 годом число работодателей, подлежащих проверке в рамках осуществления контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (42 ед., что более, чем на 25% выше показателя 2011 года), не исключены и внеплановые документарные проверки.

   Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности

   Основной проблемой в процессе проведения проверок работодателей является отсутствие возможности применения санкций административного характера непосредственно за неисполнение работодателем квоты для приёма на работу инвалидов. В настоящее время статьёй 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность работодателя только за отказ в приёме на работу инвалидов, за несоблюдение которой предусмотрен административный штраф в размере от двух до трёх тысяч рублей.

   По нашему мнению, внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях повысит ответственность работодателей за выполнение квоты для приёма на работу инвалидов.

   Предлагаем:

   1) дополнить статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях абзацем об ответственности работодателя за неисполнение установленной ему квоты для приёма на работу инвалидов, несоблюдение которой предусматривало бы взыскание административного штрафа за каждую неиспользованную единицу квоты в размере минимальной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации, за каждый месяц неисполнения квоты;

   2) увеличить размер административного штрафа по статье 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в субъекте Российской Федерации;

   3) дополнить статью 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях абзацем:

   «Повторное совершение предусмотренного данной статьей правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей»;

   4) изложить пункт 87 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в следующей редакции:

   «должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.42, 19.5 и 19.7 настоящего Кодекса;».

   Изменение позволит расширить полномочия должностных лиц органов службы  занятости в части наделения полномочием составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении работодателей, не исполняющих законные предписания;

   5) дополнить статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях после слов «правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников)» словами: «за отказ в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты».

   Изменение позволит привлекать работодателей, отказавших  инвалиду в приёме на работу в пределах установленной квоты, к административной ответственности в течение одного года со дня совершения ими административного правонарушения. В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение составляет два месяца.

 

Директор
Департамента труда и занятости населения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                      

                                                                                                                                                                              А.П.Варлаков


Обновлено: 07.06.2017 14:53