Размер:
Цвет:

Решение конференции

Перечень решений, принятых на Межрегиональной конференция «Государственное управление охраной труда: практика, опыт, проблемы, пути решения» 28-29 мая 2019 года, г. Нижневартовск

По итогам докладов и выступлений участников Конференции отмечены следующие положительные изменения:

- сохранение социальной направленности в деятельности органов государственной власти;

- продолжение работы по информированию работодателей об экономических потерях, связанных с производственным травматизмом, путях решения проблемы, пропаганде передового опыта.

- усиление внимания органов государственной власти к вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности человека, развитию и функционированию эффективной системы государственного управления охраной труда. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре разработана нормативно-правовая база, в том числе: Закон от 27.05.2011 № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда»; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года № 343-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Поддержка занятости населения»; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.06.2014 № 204-п «О концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2030 года»; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.05.2016 № 144-п «О системе управления охраной труда в Ханты-Мансийского автономного округа – Югре»; приказ Дептруда и занятости Югры от 16.02.2012 № 1-нп «Об утверждении форм и сроков представления отчетов органами местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда и использованию предоставленных субвенций».

За 5 лет по данным Государственной инспекции труда наблюдается устойчивое снижение количества несчастных случаев и пострадавших на производстве:

- на 27 % снизилось общее количество несчастных случаев (в 2018 г. - 90, в 2014 г. - 123 случая);

- на 23 % снизилось общее количество пострадавших (в 2018 г.– 108, в 2014 г.– 141 работающий);

За 5 лет в период с 2014 по 2018 г.г. из Фонда социального страхования, страхователями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлено:

- на финансовое обеспечение предупредительных мер 1 миллиард 515 млн. руб.

- на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших 575,2 млн. руб.

Численность лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями в 2018 году составила 68 человек (снижение за 5 лет на 53 %)

Для дальнейшего развития в области охраны труда и сохранения жизни и здоровья работающему населению, участники конференции считают необходимым:

Отметить:

В последнее время многое делается с точки зрения совершенствования законодательства, выпуска различных нормативных документов Минтруда России, правил по охране труда, но главная задача — поиск экономических инструментов и моделей, которые с одной стороны будут заставлять, с другой стороны стимулировать работодателя и работника двигаться к улучшению условий труда, обеспечивать безопасный труд и безопасное производство.

Ключевым направлением является переход к нулевому травматизму, фиксация микротравм, профилактика травматизма и профессиональных заболеваний, все финансовые инструменты должны быть переставлены с компенсационного механизма на превентивный. Профзаболевания должны выявляться, на ранних стадиях, купировать их возможные последствия, давать работнику возможность пройти реабилитацию и выстраивать работу так, чтобы у него не возникало риска в дальнейшем в ухудшении здоровья.

Назрела необходимость в ярко выраженной пропаганде здорового образа жизни, стимулирование жителей в использовании известных механизмов сохранения здоровья, формирующих ощущение необходимости здорового образа жизни, в том числе и в равной степени относящейся к сфере охраны труда.   

Обратиться со следующими предложениями:

В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с предложением по совершенствованию законодательства

1. Разработать и внедрить серии рекомендаций и методических материалов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по исполнению полномочий в сфере по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и проведения ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.

2. Определить и внедрить наиболее эффективные механизмы, направленные на повышение ответственности работодателей за здоровьем работников организации, а так же ответственность работников за свое здоровье, в том числе меры экономического характера.

3. Организовать разработку научно обоснованной методики оценки стоимости человеческой жизни и утраты трудоспособности, на основе которой пересмотреть подходы по возмещению вреда причиненного жизни и здоровью работников.

4. Разработать и внести дополнения в трудовое и гражданское законодательство, исключающие возможность злоупотребления работодателями при заключении гражданско-правовых договоров, подменяющих трудовые отношения, приводящие к нарушению прав работников.

5. Разработать типовую методику регистрации, расследования и использования данных по микротравмам.

В органы исполнительной власти

1. Исполнительным органам государственной власти организовать проведение мероприятий по охране труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (создание и функционирование системы управления охраной труда, проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда и др.) в подведомственных организациях.

2. Поддержать разработку, внедрение и реализацию «Концепции нулевого травматизма», адаптация системы управления охраной труда в организации для реализации Концепции.

Рекомендовать:

Органам местного самоуправления муниципальных образований

1. Усилить информационно-разъяснительную работу среди работодателей и работников служб охраны труда по вопросам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе с использованием финансирования данных мероприятий за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Организовать проведение региональных и федеральных этапов конкурса по охране труда.

Работодателям

1. Внедрять программы «нулевого травматизма», основанных на принципах ответственности руководителя и каждого работника за безопасность, соблюдения обязательных требований охраны труда, вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, ликвидация выявленных опасностей, обеспечение оценки и контроля за рисками на производстве, проведение регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.

2. Организовать систему обучения навыкам первой помощи всех работников без исключения с целью создания системы первичного реагирования на травмы и неотложные состояния.

3. Направить на профессиональную переподготовку специалистов по охране труда согласно приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»;

4. Исключить практику подмены трудовых отношений гражданско-правовыми договорами;

5. Использовать положения межгосударственных и национальных стандартов Системы стандартов безопасности труда по системам управления охраной труда в организации при разработке, применению, оценке и совершенствованию СУОТ в организации;

6. С целью финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда на предприятии, обращаться в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счёт сумм страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации.

7. Оказывать содействие в организации производственной практики студентов высших учебных заведений по специальностям «Техносферная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств».

Опубликовано: 07.06.2019 15:34        Обновлено: 11.06.2019 14:08