Размер:
Цвет:

Анализ работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по исполнению переданного полномочия  по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования за 2020 год

Анализ
работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по исполнению переданного полномочия по обеспечению методического руководства работой служб охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования
за 2020 год

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом автономного округа от 10.02.1998 № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.05.2011 года № 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда» органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа осуществляют деятельность в области охраны труда.

Специалистами по охране труда муниципальных образований представлена информация, в соответствии с приказом Департамента труда и занятости населения автономного округа от 16.02.2012 № 1-нп «Об утверждении форм и сроков представления отчетов органами местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда и использованию предоставленных субвенций» на основании которой подготовлен настоящий анализ:

1. Численность специалистов осуществляющих отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании:

В 2020 году в муниципальных образованиях автономного округа осуществляли функции по управлению охраной труда в соответствии с переданными им отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда 34 специалиста.

2. Наличие утвержденных на территории города (района) программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда:

Планирование мероприятий по охране труда, их реализация являются неотъемлемой частью управления охраной труда, как на уровне субъекта, так и на уровне муниципального образования. Во всех 22 муниципальных образованиях приняты программы и мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

В 14 муниципальных образованиях утверждены свои территориальные программы по улучшению условий и охраны труда, в 16 муниципальных образованиях утверждены первоочередные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые позволяют сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации приоритетных направлений по улучшению условий и охраны труда.

В некоторых муниципальных образованиях реализуется как программа, так и мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

№ п/п

Муниципальное образование

Принятая программа/утвержденные мероприятия

1

Белоярский район

Утвержден перечень основных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Белоярском районе на 2018 - 2020 годы

2

Березовском районе

Принята программа «Поддержка занятости населения в Березовском районе»

3

г. Когалым

Принята программа «Содействие занятости населения города Когалыма», с подпрограммой 2 «Улучшение условий и охраны труда в городе Когалыме», а также утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда в городе Когалыме на 2017-2020 годы»

4

г. Лангепас

Утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2018-2020 годы

5

г. Мегион

Принята программа «Улучшение условий и охраны труда в городском округе город Мегион на 2019 - 2025 годы»

6

г. Нижневартовск

Утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2020 – 2022 годы

7

г. Нефтеюганск

Принята программа «Социально-экономическое развитие на 2014 – 2020 годы», с подпрограммой «Улучшение условий и охраны»

8

г. Нягань

Утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда в муниципальном образовании город Нягань на 2020 - 2030 годы

9

г. Покачи

Принята программа «Улучшение условий и охраны труда на территории города Покачи на 2019-2022 годы». Утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2018 – 2020 годы

10

г. Пыть-Ях

Принята программа «Поддержка занятости населения в городе Пыть-Яхе»

11

г. Радужный

Утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда в городе Радужный на 2019-2021 годы

12

г. Сургут

Принята программа «Улучшение условий и охраны труда в городе Сургуте на период до 2030 года»

13

г. Урай

Утверждены мероприятия по улучшению условий и охраны труда на 2020 год в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях города Урай

14

г. Ханты-Мансийск

Принята программа «Развитие отдельных секторов экономики на 2016 – 2020 годы»

15

г. Югорск

Принята программа города Югорска «Социально–экономическое развитие и муниципальное управление», в которую включена подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда».

16

Кондинский район

Утвержден План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Кондинском районе на 2018-2020 годы

План мероприятий по снижению травматизма в результате несчастных случаев на производстве муниципального образования Кондинский район на 2019 - 2020 годы

17

Нижневартовский район

Утверждены мероприятия, нацеленные на улучшение условий и охраны труда, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на 2020 – 2022 годы

18

Нефтеюганский район

Принята программа «Улучшение условий и охраны труда в муниципальном образовании Нефтеюганский район на 2019-2024 годы и на период до 2030 года»

19

Октябрьский район

Принята программа «Улучшение условий и охраны труда, развитие социального партнерства и содействие занятости населения в муниципальном образовании Октябрьский район».

Утверждены мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Октябрьском районе на 2019-2021 годы.

20

Советский район

Принята программа «Улучшение условий и охраны труда, поддержка занятости населения в Советском районе» на 2019 – 2025 годы и на период до 2030 года»

21

Сургутский район

Принята программа на 2014 – 2020 годы «Создание условий для экономического развития» с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда»

22

Ханты-Мансийский район

Утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности муниципального управления Ханты-Мансийского района на 2019 – 2021 годы» и мероприятия по противопожарной безопасности.

3. Расходы на программы, мероприятия, предусмотренные из бюджета муниципального образования за отчетный период:

В 21 (в 2019 году – 21) муниципальном образовании за отчетный период запланировано финансирование программ, мероприятий, предусмотренное из бюджета муниципального образования – 235 627 007 рублей.

В 21 муниципальном образовании за отчетный период израсходовано средств на программы, мероприятия, предусмотренные из бюджета муниципального образования – 231 002 283 рублей.

В городе Покачи не предусмотрено финансирование программы (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда из бюджета муниципального образования.

4. Количество муниципальных правовых актов по охране труда, принятых в администрации муниципального образования за отчетный период:

В 22 муниципальных образованиях принято 371 (в 2019 году – 320) муниципальный правовой акт по охране труда.

Наибольшее количество нормативно правовых актов по охране труда, принято: г. Югорск – 40, Ханты-Мансийский район – 35, г. Нягань – 34,    г. Нефтеюганск и г. Сургут – по 27 муниципальных правовых акта по охране труда.

Наименьшее количество правовых актов по охране труда принято в следующих муниципальных образованиях: Белоярский район и г. Ханты-Мансийск – по 6, Нижневартовский район и г. Покачи – по 5 муниципальных правовых акта по охране труда (приложение 1).

5. Наличие на территории Координационного совета или Межведомственной комиссии по охране труда:

В 22 муниципальных образованиях созданы координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда, на которых заслушиваются руководители организаций, допустившие травматизм с тяжелым и смертельным исходом, систематически нарушающие требования охраны труда и другие вопросы в сфере охраны труда.

В отчетном периоде проведено 52 (в 2019 году – 63) межведомственные комиссии (координационных совета) по охране труда в муниципальных образованиях автономного округа, на которых рассмотрено 257 (в 2019 году – 345) вопросов (приложение 2).

Наибольшее количество вопросов по охране труда рассмотрено в следующих муниципальных образованиях: г. Сургут – 28, г. Нягань и Кондинский район – по 24, Березовский район – 22, г. Пыть-Ях – 21 вопрос.

Наименьшее количество вопросов по охране труда рассмотрено в г. Радужный – 2 вопроса. В г. Югорске и г. Мегионе – вопросы по охране труда не рассматривались.

6. Количество семинаров-совещаний, организованных и проведенных в отчетном периоде:

В 22 (в 2019 году – 22) муниципальных образованиях было организовано и проведено 355 (в 2019 году – 416) семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами предприятий.

Наибольшее количество семинаров-совещаний проведено: г. Сургут – 56, г. Нягань – 47, г. Нижневартовск – 37, Ханты-Мансийский район – 31, Сургутский район – 30 семинаров-совещаний.

Наименьшее количество семинаров-совещаний за отчетный период проведено в г. Югорске – 2, г. Покачи – 1, в Октябрьском районе – 0 семинаров-совещаний (приложение 3).

7. Участие в расследовании несчастных случаев на производстве:

Специалисты 15 (в 2019 году – 19) муниципальных образований автономного округа принимали участие в расследовании 120 (в 2019 году – 142) несчастных случаев на производстве, из них: групповых – 10 (в 2019 году – 4), тяжелых – 94 (в 2019 году – 105), со смертельным исходом – 16 (в 2019 году – 32), несчастных случаев.

Наибольшее количество расследованных несчастных случаев на производстве, в которых принимали участие специалисты муниципальных образований: г. Сургут – 40, г. Нижневартовск – 26, г. Нефтеюганск – 12 несчастных случаев (приложение 4).

8. Участие в расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как несчастные случаи, не связанные с производством:

Специалисты 14 (в 2019 году – 16) муниципальных образований принимали участие в расследовании 86 (в 2019 году – 107) несчастных случаев не связанных с производством.

Наибольшее количество расследованных несчастных случаев не связанных с производством, в которых принимали участие специалисты муниципальных образований: г. Сургут – 23, г. Нижневартовск – 22, г. Когалым – 9 случаев.

9. Количество выступлений в СМИ:

В 22 (в 2019 году – 22) муниципальных образованиях автономного округа специалисты органов по труду сотрудничали со средствами массовой информации, из них за отчетный период размещено 2 917 выступлений (в 2019 году – 2 298): радио – 17, телевидении – 80, в печатных изданиях – 456, на сайте муниципальных образований – 2 364 выступления (публикаций).

Наиболее активно в отчетном периоде сотрудничали со СМИ: Ханты-Мансийский район – 352, Нижневартовский район – 323, г. Нижневартовск – 269, г. Сургут – 264, г. Нефтеюганск – 167 и Сургутский район – 154 выступлений (публикаций).

Наименьшее количество выступлений в СМИ: г. Урай – 59, г. Ханты-Мансийск – 56, г. Мегион – 47 (приложение 5).

10. Количество организованных конкурсных мероприятий, в т.ч. смотров-конкурсов:

В 20 (в 2019 году – 22) муниципальных образованиях автономного округа организовано 45 смотров – конкурсов (в 2019 году – 50) (приложение 6).

В 12 муниципальных образованиях автономного округа (г. Пыть-Ях, г. Нягань, г. Урай, г. Ханты-Мансийск, Кондинский район, г. Мегион, г. Лангепас, г. Нефтеюганск, Нефтеюганский район, г. Нижневартовск, Нижневартовский район, г. Радужный) проведен конкурс детского рисунка «Безопасный труд глазами детей».

В 15 муниципальных образованиях автономного округа (Березовский район, г. Мегион, г. Лангепас, г. Когалым, Кондинский район, г. Сургут, Сургутский район, г. Нефтеюганск, Нефтеюганский район, г. Покачи, г. Нягань, г. Пыть-Ях, Советский район, г. Радужный и г. Югорск) среди работников организаций проведен конкурс «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве».

В г. Нижневартовске, г. Нягани, г. Нефтеюганске, г. Югорске подведены итоги запланированных конкурсов на лучшую организацию работы в области охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений среди предприятий, организаций зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования. В г. Нефтеюганске и Сургутском районе конкурс проводился по двум основным номинациям: «Без травм и аварий» и «Коллективный договор – основа защиты социально-трудовых прав работников», среди организаций районов производственных и непроизводственных отраслей экономики в два этапа.

В Октябрьском районе организован и проведен смотр-конкурс на звание «Лучший специалист по охране труда муниципального образования Октябрьский район», в котором приняли участие 12 специалистов района.

В 2020 году проведен онлайн конкурс «Трудоголики» среди учреждений библиотечной системы Сургутского района (13 подразделений), направленный на отработку знаний требований охраны труда специалистов библиотек.

В Березовском районе проведен первый районный интернет-фотоконкурс по охране труда «Безопасный труд в объективе-2020». В конкурсе приняли участие 8 организаций района.

Специалистами по охране труда города Когалыма совместно с ООО «Уральский проект» и филиалом № 5 Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведено 2 дистанционных вебинара на темы: «Актуальные изменения в трудовом законодательстве и практике его применения. Трудовые отношения в условиях эпидемии коронавируса и в посткарантийный период», «Изменение в законодательстве. Порядок и сроки подачи заявлений на финансирование за счет ФСС предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний».

В г. Пыть-Ях заочно проведен конкурс «Лучшая практика наставничества», в котором приняли участие 6 организаций города.

Среди муниципальных организаций подведомственных Администрации г. Сургута проведено заочное конкурсное мероприятие на лучшую практику внедрения программы «Нулевого травматизма». При оценке лучших практик использовались следующие критерии: приверженность программы «Нулевого травматизма» к Концепции «Нулевого травматизма» – семь «золотых правил»; соответствие программ «Нулевого травматизма» и мероприятий «Нулевого травматизма» специфике деятельности муниципальной организации; снижение (отсутствие) травматизма в муниципальной организации; наличие результатов внедрения Концепции «Нулевого травматизма».

В Белоярском и Ханты-Мансийском районе конкурсы по охране труда не проводились.

11. Количество организованных выставок по охране труда и средствам индивидуальной защиты:

В 13 (в 2019 году – 16) муниципальных образованиях автономного округа организовано 50 выставок (в 2019 году – 60) по охране труда и средствам индивидуальной защиты (приложение 7).

В г. Сургуте в рамках проводимых в 2020 году мероприятий по охране труда проведена онлайн трансляция производства и эксплуатационных свойств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организованная совместно с компаниями ООО «Техноавиа», ООО «Техноавиа-Сургут» и ООО «Пермь-Восток-Сервис».

В Сургутском районе совместно с ООО «ТЕХНОАВИА-СУРГУТ» организовано 12 выставок по охране труда, из них 4 проведены в дистанционном режиме, 3 выставки – презентации специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также средства индивидуальной защиты при работе на высоте.

В Советском районе совместно с «Техноавиа – Югра» подготовлено 3 презентаций по охране труда и средствам индивидуальной защиты, которые направлены в организации района.

В г. Радужном на базе ЧОУ «Варьеганский учебный центр «Нефтяник» функционирует постоянно действующая, обновляющаяся экспозиция средств индивидуальной защиты и охраны труда, в г. Лангепасе экспозиция расположена на базе БУ СПО «Лангепасского профессионального колледжа».

Кроме того, в прошедшем году, в рамках проведенных конкурсов детского рисунка «Охрана    труда   глазами   детей» (г. Нижневартовск, г. Нягань, г. Югорск) проведены выставки рисунков. В Междуреченском районе организованно 4 выставки детских рисунков, из них 3 выставки на официальном сайте органов местного самоуправления и социальных сетях.

12. Количество подготовленных методических пособий по охране труда, аналитических материалов, в т.ч. анализов производственного травматизма (единиц):

В 22 (в 2019 году – 22) муниципальных образованиях за отчетный период подготовлено 530 (в 2019 году – 517) экземпляров методических пособий по охране труда, аналитических материалов, в т.ч. анализов производственного травматизма.

Наибольшее количество подготовленных методических пособий по охране труда, аналитических материалов, в т.ч. анализов производственного   травматизма в муниципальных образованиях: г. Нижневартовск – 62, г. Нягань – 61, г. Сургут – 58, Советский район – 36, Сургутский район – 35, Нижневартовский и Ханты-Мансийский районы по 27.

Наименьшее количество методических пособий по охране труда, аналитических материалов, в т.ч. анализов производственного травматизма подготовлено в г. Покачи – 9, г. Мегион – 5 (приложение 8).

Распространено методической, справочной литературы, нормативно-правовых актов – 248 952 экземпляра (в 2019 году – 83 565).

13. Количество рассмотренных устных обращений по вопросам охраны труда:

За отчетный период в муниципальных образованиях автономного округа рассмотрено 23 326 (в 2019 году – 13 974) устных обращений по вопросам охраны труда.

Наибольшее количество устных обращений: г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Нефтеюганск, Сургутский район и г. Мегион.

14. Количество рассмотренных письменных обращений организаций и работников по вопросам охраны труда:

В 17 (в 2019 году – 14) муниципальных образованиях рассмотрено 151 (в 2019 году – 105) письменное обращение организаций и работников по вопросам охраны труда.

Наибольшее количество письменных обращений рассмотрено в Сургутском районе и в г. Сургуте.

Выводы

Проведенный анализ работы органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению методического руководства служб охраны труда в организациях позволяет сделать следующие выводы:

Во всех муниципальных образованиях автономного округа реализуются программы (мероприятия) по улучшению условий и охраны труда. В городе Покачи принятая программа (мероприятия) по улучшению условий и охраны труда не подкреплены финансированием.

Наименьшее количество правовых актов по охране труда принято в следующих муниципальных образованиях: в Белоярском районе, г. Ханты-Мансийске, Нижневартовском районе, г. Покачи.

Во всех муниципальных образованиях созданы координационные советы и межведомственные комиссии по охране труда, вместе с тем, наименьшее количество вопросов по охране труда рассмотрено на заседаниях в г. Лангепасе и г. Радужном. В г. Мегионе и г. Югорске вопросы по охране труда на заседаниях не рассматривались.

Специалистами по охране труда 21 муниципального образования проведено 355 семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами предприятий. Наименьшее количество семинаров-совещаний за отчетный период проведено   в г. Урай,   Белоярском районе, г. Югорск и г. Покачи. В Октябрьском районе за отчетный период семинары-совещания не проводились.

Наименьшее количество выступлений в СМИ: г. Урай, г. Ханты-Мансийск, г. Мегион.

В 20 муниципальных образованиях в 2020 году организованы 45 конкурсных мероприятия. В Белоярском районе и Ханты-Мансийском районе конкурсы по охране труда не проводились.

Наименьшее количество методических пособий по охране труда, аналитических материалов, в т.ч. анализов производственного травматизма подготовлено в г. Покачи и г. Мегион.

Учитывая действующий в 2020 году на территории автономного округа режим повышенной готовности и принимаемые меры по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в сравнении с предыдущим годом основные показатели увеличились (приложения 1, 6, 8). В 20 муниципальных образованиях межведомственные комиссии (координационные советы), по охране труда проводились в режиме видеоконференцсвязи.

Вместе с тем, в сравнении с 2019 годом незначительно снизилось (приложения 2, 3, 4, 6, 7):

- количество рассмотренных вопросов на заседании Координационного совета или Межведомственной комиссии по охране труда;

-количество расследованных несчастных случаев на производстве, в которых принимали участие специалисты муниципальных образований;

- количество организованных смотров-конкурсов;

- количество организованных выставок по охране труда и средствам индивидуальной защиты.

Количество проведенных семинаров-совещаний снизилось на 14,7 % по сравнению с прошлым годом, проведенные   семинары-совещания прошли в режиме видеоконференцсвязи.

Вместе с тем, на 2,5% увеличилось количество подготовленных методических пособий по охране труда, на 26,9% увеличилось количество выступлений и публикаций в средствах массовой информации. Практически в 3 раза увеличилось количество распространенной методической, справочной литературы и нормативно-правовых актов. Количество устных обращений увеличилось на 66,9%   с 13 974 обращений в 2019 году до 23 326 обращений в 2020 году, письменных обращений увеличилось на 43,8%, со 105 обращений до 151 обращения соответственно.

Основные темы обращений по вопросам оформления заявлений в Фонд социального страхования, внедрения концепции «Нулевой травматизм», заключения соглашений по охране труда, создания комиссии по расследованию несчастных случаев, порядка уведомлений и проведения расследования несчастных случаев, оценки профессиональных рисков, реализации мероприятий, направленных на профилактику новой коронавирусной инфекции в трудовых коллективах, проведения прививочной кампании и тестирования на ВИЧ – инфекцию на рабочих местах, организации и проведения периодических медицинских осмотров в период эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением COVID-19.

Специалисты органов по труду муниципальных образований активизировали работу по количеству мероприятий, проводимых в режиме онлайн.

В целях совершенствования механизма реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, в сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо обратить внимание на выявленные недостатки и активизировать работу по этим направлениям.

Опубликовано: 28.01.2021 16:34        Обновлено: 28.01.2021 16:34