Размер:
Цвет:

Программа профилактики нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов на 2018-2020 годы

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Департамента труда
и занятости населения Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
от 17.06.2018 № 17-Р-175

Программа профилактики нарушений обязательных требований
в области квотирования рабочих мест для инвалидов на 2018-2020 годы

Паспорт программы

Наименование программы

Программа профилактики нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов на 2018-2020 годы (далее – Программа профилактики)

Правовые основания разработки программы

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27.03.2018 г. № 2

Разработчик программы

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент)

Цели программы

Предупреждение нарушений обязательных требований;

Снижение количества нарушений обязательных требований;

Повышение уровня правовой грамотности работодателей в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Увеличение охвата профилактическими мероприятиями подконтрольных субъектов

Повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности

Задачи программы

Выявление причин, факторов и условий, приводящих к нарушению обязательных требований;

Устранение выявленных причин, факторов и условий;

Создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

Повышение квалификации сотрудников Департамента;

Развитие межведомственного взаимодействия при профилактике нарушений

Сроки и этапы реализации

Срок реализации 2018-2020 годы

Программа профилактики реализуется в один этап

Источники финансирования

Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа в рамках полномочий Департамента

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;
Разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри Департамента;

Повышение уровня правовой грамотности работодателей;

Мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению;

Уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектов;

Увеличение форм взаимодействия подконтрольных субъектов с Департаментом.

Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – один из видов социальной поддержки государством незащищенных слоев населения. Установив обязанность по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, государство обеспечило равный доступ к труду для инвалидов. Обязанность работодателей по представлению необходимой информации позволяет обеспечить непрерывный контроль за исполнением квоты.

Обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлена Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1), согласно которому квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181- ФЗ). Согласно статьи 21 Федерального закона № 181-ФЗ работодателям, численность работников которых:

- превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников;

- составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

На территории автономного округа квотирование рабочих мест регламентируется Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее – Закон № 89-оз), согласно которому квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников (2%), квота устанавливается работодателям с учетом работающих инвалидов, а при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенным с этой организацией договором. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п «Об утверждении порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов со среднесписочной численностью, используемой для исчисления квоты для приема на работу инвалидов:

от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места;

более 5001 человека - четыре специальных рабочих места.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет деятельность порядка 2700 работодателей, подлежащих квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Из них информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов представляют свыше 2000 работодателей.

В рамках осуществления надзора и контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов на основании распоряжений о проведении проверок в 2017 году Дептруда и занятости Югры проведено 59 документарных проверок работодателей (50 плановых проверок, 9 внеплановых проверок). Проведение внеплановых документарных проверок обусловлено контролем выполнения работодателями предписаний об устранении выявленных нарушений.

По результатам проверок составлено 59 актов, работодателям выдано 29 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Общее количество проверок, по итогам которых в 2017 году выявлены нарушения обязательных требований, - 33 (или 56% общего числа проведенных мероприятий по контролю), в 26 случаях нарушений обязательных требований не выявлено.

Непредставление работодателями необходимой информации и невыполнение квоты для приема на работу инвалидов связано со многими факторами и причинами. Наиболее частыми и системными являются: неправильное понимание и применение законов, нормативно-правовых актов, нежелание обращаться в органы службы занятости за разъяснениями вопросов по квотированию рабочих мест для инвалидов, «формальное» исполнение закона, например, заявление в органы службы занятости заведомо неподходящих вакансий для инвалидов.

Программа профилактики разработана в целях реализации административной реформы контрольно-надзорной деятельности и плана мероприятий («дорожная карта») по нормативному правовому регулированию организации и проведения регионального государственного контроля (надзора).

Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении контроля и надзора по вопросу приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний являются работодатели автономного округа независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников для определения квоты которых составляет не менее чем 35 человек.

Осуществление мероприятий Программы профилактики позволит снизить число нарушений обязательных требований в части:

несоздания рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

непредставления в службу занятости населения информации о квотировании рабочих мест.

Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы

Цели программы

Предупреждение нарушений обязательных требований;

Снижение количества нарушений обязательных требований;

Повышение уровня правовой грамотности работодателей в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

Увеличение охвата профилактическими мероприятиями подконтрольных субъектов;

Повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности

Задачи программы

Выявление причин, факторов и условий, приводящих к нарушению обязательных требований;

Устранение выявленных причин, факторов и условий;

Создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

Повышение квалификации сотрудников Департамента;

Развитие межведомственного взаимодействия при профилактике нарушений

Целевые показатели

Базовое значение, 2017 год

2018 год, %

2019 год, %

2020 год, %

Увеличение доли работодателей, представляющих информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в общем числе работодателей, подлежащих квотированию


3%

3%

3%

Уменьшение количества выявленных в ходе проведения проверок правонарушений


5%

5%

5%

Уменьшение количества внеплановых проверок, проведенных по неисполнению в срок законного предписания


10%

10%

10%

Уменьшение доли несозданных (невыделенных) рабочих мест для приема на работу инвалидов в общем количестве рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты


5%

5%

5%


Раздел 3. Программные мероприятия.

Мероприятия

Сроки

Адресаты

Ожидаемый результат

1.

Размещение и поддержание в актуальной редакции на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) Департамента, а также текстов соответствующих правовых актов (далее - перечни правовых актов)

не позднее 5 рабочих дней с даты вступления в силу нормативно-правового акта

подконтрольные субъекты

Повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов

2.

Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодного доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере содействия занятости населения и об эффективности такого контроля (надзора) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

2018-2020 годы

подконтрольные субъекты

Повышение открытости деятельности органов занятости населения

3.

Подготовка и направление для размещения информации (обзоров) о типичных нарушениях обязательных требований хозяйствующими субъектами, выявляемых при проведении мероприятий по контролю (надзору), с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований

ежеквартально

подконтрольные субъекты

Повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов

4.

Проведение семинаров (совещаний) для работодателей совместно с центрами занятости населения

2018-2020 годы

подконтрольные субъекты, общественные организации инвалидов

Получение обратной связи, выявление причин, факторов и условий, приводящих к нарушению обязательных требований

5.

Подготовка и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов

не реже 2 раз в год

подконтрольные субъекты

Получение обратной связи, выявление причин, факторов и условий, приводящих к нарушению обязательных требований

6.

Разработка и направление для опубликования в Еженедельной общественно-политической газете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новости Югры» статей по вопросам квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

не реже 1 раза в год

подконтрольные субъекты

Повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, повышение открытости деятельности органов службы занятости

7.

Подготовка информации для издания печатной продукции

по мере необходимости

подконтрольные субъекты

Повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов

8.

Оформление и выдача работодателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

По мере выявления оснований для выдачи предостережений

подконтрольные субъекты

Предупреждение и профилактика правонарушений

9.

Использование проверочных листов при проведении проверок

2018-2020 годы

подконтрольные субъекты

Повышение открытости деятельности органов службы занятости



Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах финансирования деятельности Департамента. Реализация программы осуществляется сотрудниками Департамента в рамках наделенных полномочий.

Раздел 5. Механизм реализации программы

Реализация Программы профилактики осуществляется в рамках основной деятельности Департамента в пределах контрольных полномочий.

Руководство реализацией программы осуществляет начальник отдела контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения Управления занятости населения. Лица, уполномоченные на реализацию программы – сотрудники отдела контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения Управления занятости населения.

Раздел 6. Оценка эффективности программы

Реализация программы позволит увеличить количество созданных квотируемых рабочих мест, численность трудоустроенных инвалидов на квотируемые рабочие места, снизить нагрузку на подконтрольные субъекты. В целях оценки эффективности реализации Программы профилактики необходимо проводить анализ количества зафиксированных нарушений обязательных требований, повышения уровня доверия подконтрольных субъектов к Департаменту.

Количественные показатели оценки эффективности Программы профилактики:

1) количество проведенных профилактических мероприятий;

2) количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

3) доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

4) количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

5) уровень выполнения квоты для приема на работу инвалидов.


Опубликовано: 26.12.2017 15:11        Обновлено: 29.06.2018 15:28