Размер:
Цвет:

2018 год

Доклад
об осуществлении государственного контроля (надзора) за
приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом
проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний
и составления протоколов и об эффективности такого контроля (надзора)
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за 2018 год


Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в
соответствующей сфере деятельности


Контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 году осуществлялся Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Дептруда и занятости Югры, Департамент).

При осуществлении контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Дептруда и занятости Югры руководствуется:

подпунктом 6 пункта 1 статьи 7.1.-1, пунктом 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1);

статьями 21, 22, 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ):

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

частью 1 статьи 5.42, статьёй 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7, пунктом 87 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции контроля и надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2004 года № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 89-оз);

постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п «Об утверждении порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее – постановление № 254-п);

постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 июля 2012 года № 265-п «О Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которым утверждено Положение о Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2017 года № 371-п «О порядке организации и осуществления контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 октября 2017 года № 405-п «О порядке ведения перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных на их осуществление, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

приказом Дептруда и занятости Югры от 27 июля 2012 года № 15-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

приказом Дептруда и занятости Югры от 8 февраля 2011 года № 1-нп «Об утверждении перечня должностных лиц Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказом Дептруда и занятости Югры от 24 ноября 2014 года № 24-нп «Об аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по надзору и контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты».

Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере занятости населения и квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов (далее – НПА), соблюдение которых подлежит проверке в процессе контроля (надзора), используемые Дептруда и занятости Югры в работе, объективны, доступны для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не содержат признаков коррупциогенности, опубликованы в свободном доступе на официальном сайте Дептруда и занятости Югры в сети Интернет.

Анализ НПА осуществляется Дептруда и занятости Югры ежеквартально.


Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),
муниципального контроля


2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления органов регионального государственного контроля (надзора)

Структура Дептруда и занятости Югры утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 июля 2012 года № 265-п (приложение 2 к указанному постановлению), включает директора Департамента, первого заместителя директора Департамента (курирует деятельность Управления занятости населения, в полномочия которого входит контрольная (надзорная) деятельность), двух заместителей директора Департамента – начальников Управлений, помощника директора Департамента, 4 Управления, включающих 12 отделов, в том числе отдел контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения Управления занятости населения, непосредственно исполняющий государственные функции осуществления надзора и контроля в сфере содействия занятости населения (в том числе за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре).

Штатная численность Дептруда и занятости Югры составляет 62 единицы.



п/п

Наименование контрольно-надзорного органа

Предельная штатная численность контрольно-надзорного органа

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору)

Наименование структурного подразделения, уполномоченного на осуществление функций регионального государственного контроля (надзора)

1

Департамент труда и занятости населения Ханты-мансийского автономного округа –Югры

62

4

Отдел контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения

Управления занятости населения


2.2. Перечень и описание видов регионального
государственного контроля (надзора)

Дептруда и занятости Югры осуществляет контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

2.3. Наименования и реквизиты нормативных правовых актов,
регламентирующих порядок организации и осуществления видов
регионального государственного контроля (надзора)

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона № 1032-1, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 июля 2012 года № 265-п «О Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», предусмотрено осуществление Дептруда и занятости Югры надзора и контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

Порядок организации и осуществления контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре регламентируется нормативными правовыми актами:

постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 сентября 2017 года № 371-п «О порядке организации и осуществления контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

приказом Дептруда и занятости Югры от 27 июля 2012 года № 15-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

2.4. Информация о взаимодействии органов регионального государственного контроля (надзора) при осуществлении соответствующих видов регионального государственного контроля (надзора) с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядке и формах такого взаимодействия

При формировании плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год Дептруда и занятости Югры осуществляет взаимодействие с иными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в части согласования дат начала проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При реализации контрольно-надзорных функций Дептруда и занятости Югры взаимодействует с органами прокуратуры:

представляет в прокуратуру автономного округа:

- информацию в отношении работодателей, не выполняющих установленную квоту для приема на работу инвалидов, в целях принятия мер прокурорского реагирования путем подачи иска прокурора в суд об обязании работодателя создать определенное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе специальных рабочих мест;

- информацию о результатах контрольно-надзорной деятельности по установленной форме;

- акты сверки о проведенных проверках работодателей;

формирует и размещает на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реестр работодателей, не представивших предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, используемый органами прокуратуры в служебной деятельности;

ежемесячно направляет в Сургутскую транспортную прокуратуру информацию по предприятиям воздушного, железнодорожного и водного транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые в нарушение обязательных требований не выполняют квоту для приема на работу инвалидов и (или) не представляют информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В целях привлечения к ответственности работодателей, нарушивших обязательные требования, Дептруда и занятости Югры согласно статьям 23.1, 28.2, пункту 87 части 2 статьи 28.3 КоАП направляет для рассмотрения мировым судьям протоколы об административных правонарушениях, составленные по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 5.42, частью 1 статьи 19.5, статьёй 19.7 КоАП.

В 2018 году Дептруда и занятости Югры проведены информационно-обучающие семинары (совещания) для работодателей в г. Нефтеюганске, г. Сургуте, г.Ханты-Мансийске, г.Нягани, где обсуждены вопросы трудоустройства инвалидов на рабочие места в пределах установленной квоты, прав и обязанностей работодателей в области содействия занятости населения, ответственности работодателей за нарушения законодательства о занятости, возможностей взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве инвалидов.

В мероприятиях приняли участие работодатели, представители администраций муниципальных образований автономного округа, органов прокуратуры, Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, общественных организаций.

Аналогичные мероприятия проведены органами службы занятости в иных муниципальных образованиях автономного округа.

Совместно с Государственной инспекцией труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в апреле 2018 года проведены публичные обсуждения правоприменительной практики Дептруда и занятости Югры при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

2.5. Сведения о выполнении отдельных функций при осуществлении видов регионального государственного контроля (надзора) подведомственными органам государственной власти организациями, с указанием их наименований, организационно-правовой формы, правовых актов, на основании которых указанные организации выполняют такие функции

Подведомственные Дептруда и занятости Югры казенные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры центры занятости населения контрольно-надзорными полномочиями не наделены.

2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

В отчетном периоде Дептруда и занятости Югры работа по аттестации лиц в качестве экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий контролю и надзору, не проводилась по причине отсутствия заявлений лиц, желающих пройти аттестации в качестве экспертов.


Раздел. 3 Финансирование и кадровое обеспечение регионального государственного контроля (надзора)

3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора)

Контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляется за счет средств, предусмотренных на содержание Дептруда и занятости Югры, дополнительное выделение финансовых средств на осуществление контрольной (надзорной) функции не предусмотрено.

Выделить объём финансовых средств именно на осуществление проверок, к которым применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ, не представляется возможным, поскольку уполномоченными на проведение проверок работодателей должностными лицами осуществляются также иные полномочия в области содействия занятости населения.

Выездные проверки работодателей в 2018 году не проводились (все проверки были документарными).

№ п/п

Наименование контрольно-надзорного органа

Объем финансовых средств, выделенных в 2018 году
на выполнение контрольно-надзорных функций

Всего

1 полугодие

2 полугодие

1

Дептруда и занятости Югры

485

282

203

Количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

Объем финансовых средств на осуществление контрольно-надзорных функций, тыс. рублей

Сумма выделенных финансовых средств в расчете на 1 проведенную проверку, тыс. рублей

2016 год

2017 год (увеличение/ рост в % к 2016 году)

2018 год (увеличение/ рост в % к 2017 году)

2016 год

2017 год (увеличение/ рост в % к 2016 году)

2018 год (увеличение/ рост в % к 2017 году)

2016 год

2017 год (увеличение/ рост в % к 2016 году)

2018 год (увеличение/ рост в % к 2017 году)

47

59

(+25,5%)

101

(+71,2%)

416

586

(+40,9%)

485

(-17,2%)

8,8

9,9

(+12,5%)

4,8

(-51,5%)

3.2. Данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Мероприятия по контролю (надзору) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляются отделом контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения Управления занятости населения (далее – отдел контроля).

п/п

Наименование контрольно-надзорного органа

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору)

из них занятых

Процент укомплектованности

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору)

из них занятых

Процент укомплектованности

1 полугодие 2018 года (далее - до 08.10.2018)

2 полугодие 2018 года (с 08.10.2018)

1

Дептруда и занятости Югры

5

4

80,0

4

4

100

3.3. Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Специалисты отдела имеют высшее профессиональное образование, опыт государственной гражданской службы.

В 2018 году курсы повышения квалификации прошли 2 человека по темам:

Административные процедуры контрольно-надзорной деятельности. Производство по делам об административных правонарушениях;

Государственный финансовый контроль: управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации.

3.4. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

Средняя нагрузка на 1 специалиста по фактическому числу проведенных проверок работодателей в рамках осуществления надзора и контроля за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в 2018 году – 25,3 ед. в том числе в 1 полугодии – 13,3, во 2 полугодии – 12 (в 2017 году – 11,8 ед.), по числу составленных протоколов об административных правонарушениях – 8,3 ед., в том числе в 1 полугодии – 2,5, во 2 полугодии - 5,75 (в 2017 году - 9,2 ед.), по числу выданных предостережений – 17 ед., в том числе в 1 полугодии – 14,5, во 2 полугодии - 5 (в 2017 – 18,7 ед.).

В 2018 году отделом контроля осуществлялся не только надзор и контроль за приёмом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, но и иные полномочия в области содействия занятости населения, к примеру, функции осуществления надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных, за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением гарантий в части социальной поддержки безработных граждан.

3.5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

В 2018 году Дептруда и занятости Югры эксперты к мероприятиям по контролю не привлекались.


Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),
муниципального контроля

4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора) по соответствующим сферам деятельности, в том числе в динамике (по полугодиям)

Интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Дептруда и занятости Югры находится стабильно на высоком уровне.

Согласно отчетности по осуществлению государственного контроля (надзора) за период с 2017 по 2018 годы были получены следующие результаты:

Год

Общее количество проведенных проверок, ед.

Количество возбужденных административных дел, ед.

за год

первое полугодие

второе полугодие

за год

первое полугодие

второе полугодие

2017

59

29

30

22

14

8

2018

101

53

48

21

6

15

Сравнительный анализ показывает, что во исполнение Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 893-р, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре отмечается увеличение в 2018 году количества проведенных проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В 2018 году проводились плановые и внеплановые проверки.

п/п

Наименование вида регионального государственного контроля (надзора)

Количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

в 2018 году

2018 год

1 полугодие

2 полугодие

всего

плановые

внеплановые

плановые

внеплановые

плановые

внеплановые

Дептруда и занятости Югры

1

Контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

101

95

6

51

2

44

4

4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности

Эксперты к мероприятиям по контролю Дептруда и занятости Югры не привлекались.

4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксировано.

4.4. Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора)

Осуществляемый Дептруда и занятости Югры вид надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов не включен в Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.

4.5. Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований  

В целях предотвращения нарушений обязательных требований работодателями, осуществляющими деятельность на территории Югры, распоряжением Дептруда и занятости Югры от 17 июня 2018 года № 17-Р-175 утверждены Порядок профилактической работы по предотвращению нарушений обязательных требований законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, Программа профилактики нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов на 2018-2020 годы, Публичная декларация целей и задач Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Распоряжением Дептруда и занятости Югры от 21 апреля 2017 года №17-Р-134 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

В соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ распоряжением Дептруда и занятости Югры от 5 октября 2017 года № 17-Р-328 утверждено руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, распоряжением Дептруда и занятости Югры от 23 августа 2017 года №17-Р-279 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при исполнении государственной функции осуществления надзора и контроля.

Проверочный лист содержит перечень вопросов, затрагивающих предъявляемые к работодателям установленные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Распоряжением Дептруда и занятости Югры от 10 марта 2017 года №17-Р-6 утверждена форма предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

4.6. Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями

Во исполнение статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с работодателями в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов (далее – обязательных требований) посредством анализа информации о деятельности либо действиях работодателей, обязанность по представлению которой (в том числе с использованием Федеральных государственных информационных систем) возложена на них в соответствии с Законом № 1032-1.

В случае получения в ходе проведения мероприятий без взаимодействия сведений о нарушениях требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, а также если работодатель ранее не привлекался к ответственности за нарушение обязательных требований, работодателю направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

В течение 2018 года Дептруда и занятости Югры работодателям выдано 68 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из них 58 предостережений исполнено в установленный срок, срок исполнения остальных предостережений не наступил.

4.7. Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

В 2018 году в отношении субъектов малого предпринимательства проверки не проводились.


Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений


5.1. Сведения о принятых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля мерах реагирования по фактам выявленных нарушений, в том числе в динамике (по полугодиям)

В 2018 году в отношении работодателей, не выполнивших обязательные требования по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест инвалидам, представлению в органы службы занятости информации о выполнении квоты, о вакансиях для инвалидов, составлено и направлено для рассмотрения мировым судьям 33 протокола об административных правонарушениях, из них:

17 – по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) за непредставление в органы службы занятости информации о выполнении квоты, о вакансиях для инвалидов, из них 16 – по результатам проверок;

10 – по части 1 статьи 5.42 КоАП за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, из них 8 – по результатам проверок;

6 – по статье 19.5 КоАП за невыполнение в срок законного предписания.

За 12 месяцев 2018 года мировыми судьями наложено 28 административных наказаний, из них 20 - в виде штрафа, 8 - в виде предупреждения.

Общая сумма наложенных штрафов составила 92 тыс. руб.


Показатели

2017 год

2018 год

год

1 полугодие

2 полугодие

год

1 полугодие

2 полугодие

Выявлено нарушений в ходе всех контрольных мероприятий, шт.

59

28

31

33

12

21

в том числе в ходе проверок, шт.

46

24

22

30

9

21

Количество административных наказаний, наложенных по итогам всех контрольных мероприятий, шт.

40

21

19

28

17

11

в том числе по итогам проверок, шт.

31

15

16

21

10

11


5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

Методическая работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится на постоянной основе.

С целью предупреждения нарушений работодателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, утверждена программа профилактики нарушений.

В 2018 году осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

проведения семинаров (совещаний);

разъяснительной работы в средствах массовой информации;

распространения рекомендаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Дептруда и занятости Югры, в Территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на стендах в помещениях, занимаемых органами службы занятости населения автономного округа;

распространения через органы службы занятости населения тематических информационных раздаточных материалов, содержащих информацию по вопросам квотирования рабочих мест инвалидам, содействия трудоустройству незанятых инвалидов через создание дополнительных (в т.ч. специальных) постоянных рабочих мест (в том числе в пределах установленной квоты);

адресного информирования работодателей, подлежащих квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, органами службы занятости населения автономного округа (в письменном виде, по электронной почте);

формирования и обновления на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реестра работодателей, не представивших в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов (работа по формированию реестра ведется Дептруда и занятости Югры по решению Совета по делам инвалидов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с ноября 2011 года).

В 2018 году при участии Дептруда и занятости Югры проведены информационно-обучающие семинары (совещания) в г. Сургуте, г.Ханты-Мансийске, г. Нефтеюганске, г.Нягани, где обсуждены вопросы трудоустройства инвалидов на рабочие места в пределах установленной квоты, прав и обязанностей работодателей в области содействия занятости населения, ответственности работодателей за нарушения законодательства о занятости, возможностей взаимодействия работодателей и органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве инвалидов.

В мероприятиях приняли участие работодатели, представители администраций муниципальных образований автономного округа, органов прокуратуры, Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, общественных организаций.

Аналогичные мероприятия проведены органами службы занятости в иных муниципальных образованиях автономного округа.

В апреле, декабре 2018 года в еженедельной общественно-политической газете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Новости Югры» опубликованы статьи «Труд инвалидов – под защитой», «Трудовые горизонты для инвалидов расширяет квота».

В сентябре 2018 года издан буклет «Квота для приема на работу инвалидов» тиражом 2000 экземпляров.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
на официальном сайте Дептруда и занятости Югры:

созданы разделы, посвященные профилактике нарушений обязательных требований;

составлены и размещены перечни обязательных требований и актов, в которых они содержатся, что делает их доступными для ознакомления и использования работодателями.

На официальном сайте ДТЗН размещена (актуализирована) информация о типовых нарушениях обязательных требований, выявленных при проведении контрьно-надзорных мероприятий.

Обобщается практика осуществления контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и размещается на официальном сайте Дептруда и занятости Югры.

В 2018 году проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Дептруда и занятости Югры при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в г.Ханты-Мансийске, г.Нягани.

5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора)

В 2018 году одним работодателем обжаловано предписание об устранении выявленных нарушений, выданное Дептруда и занятости Югры по результатам проверки. Решением суда в удовлетворении административного искового требования работодателю отказано.


Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного
контроля (надзора), муниципального контроля

      Сравнительные показатели эффективности контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты за 2018 год по полугодиям и в сравнении с 2017 годом.

Наименование показателя

2018 год

Всего за 2018 год

Всего за 2017 год

+/_

Причины отклонения показателей

1 п/год

2 п/год

1

Выполнение плана проведения проверок, % (доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок, %)

100

100

100

100

0


2

Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, % от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений

0

0

0

0

0


3

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)

0

0

0

0

0


4

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, % от общего числа проведенных проверок

0

0

0

0

0


5

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), %

100

100

100

100

0


6

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя

1,01

1,09

1,05

1,15

-0,1


7

Доля проведенных внеплановых проверок, % от общего количества проведенных проверок

3,9

9

6

18

-12

Выполнение работодателями выданных по результатам проверок предписаний

8

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, % от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок

22,2

19

20

19,5

+0,5


9

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, % от общего количества проведенных внеплановых проверок

0

0

0

0

0


10

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда, % от общего количества проведенных внеплановых проверок

0

0

0

0

0


11

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, % от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок

29

15

21,7

55,9

-34,2

Проведение профилактической работы, направленной на предотвращение правонарушений

12

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях % от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения

87,5

100

0,95

100

-0,5


13

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

42,8

92,8

76

59,4

+16,6

Увеличение числа плановых проверок в 2018 году, наложение штрафов по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях по протоколам, составленным в 2017 году

14

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % от общего числа проверенных лиц

0

0

0

0

0


15

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, % от общего числа проверенных лиц

0

0

0

0

0


16

Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)

0

0

0

0

0


17

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, % от общего числа выявленных правонарушений

22,2

19

20

19,5

+0,5


18

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

169

100

152,3

100,8

+51,5

Взыскание в 2018 году

большей суммы задолженности по административным штрафам за предыдущие периоды

19

Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц, тыс. рублей

5,4

4

5

5,2

-0,2



Средний размер наложенного административного штрафа на должностных лиц, в тыс. рублей

5

5

5

5

0



Средний размер наложенного административного штрафа на юридических лиц, тыс. рублей

5,8

3

5

5,3

-0,3


20

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, % общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований)

0

0

0

0

0


21

Отношение количества созданных квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов к установленному количеству созданных квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, %

89,4

87,9

87,9

87,5

+0,4


22

Отношение количества работодателей, представивших информацию о выполнении квоты в органы службы занятости, к общему количеству работодателей, подлежащих квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, %

75,9

76,6

76,6

78,5

-1,9


23

Отношение количества работодателей, устранивших нарушения в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий, к общей численности работодателей, допустивших нарушения, %

85,7

90

88,2

96

-7,8


24

Отношение количества работодателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, к общему количеству работодателей, подлежащих квотированию, %

8,8

11,6

20,4

10,5

+9,9


По результатам анализа контрольно-надзорной деятельности Дептруда и занятости Югры в 2018 году в автономном округе отмечено:

снижение общего объема причиненного ущерба (7,6 млн. руб., рассчитан исходя из совокупного размера социальных выплат на зарегистрированных безработных инвалидов, расходов на исполнение контрольно-надзорных полномочий) на 1,8 млн. руб. по сравнению с показателем 2017 года;

увеличение общего объема предотвращенного ущерба (630,8 млн. руб., рассчитан исходя из максимального размера пособия по безработице в расчете на численность инвалидов, для которых созданы (выделены) рабочие места по результатам исполнения полномочий расходов на исполнение контрольно-надзорных полномочий) на 10,2 млн.руб. по сравнению с показателем 2017 года.


Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного
контроля (надзора), муниципального контроля

7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

В 2018 году контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществлялся в соответствии с действующим законодательством посредством организации и проведения:

плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дептруда и занятости Югры в области занятости населения и квотирования рабочих мест на 2018 год;

внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ;

мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Проверке подлежали преимущественно работодатели, имеющие среднесписочную численность работающих в автономном округе более 100 человек.

Внеплановые проверки проводились в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводились в целях предотвращения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест.

При выявлении признаков административного правонарушения возбуждались дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 5.42, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 КоАП.

На 2019 год планируется сохранить достигнутые показатели эффективности контрольно-надзорной деятельности Дептруда и занятости Югры на уровне предыдущего года.

7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности предлагаем:

подпункт 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона № 1023-1 дополнить абзацем следующего содержания:

«представлением работодателями в органы службы занятости информации, предусмотренной пунктами 2, 3 статьи 25 настоящего Закона;».

В настоящее время при наличии полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по основанию, предусмотренному статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за непредставление сведений, информации), у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения отсутствует полномочие по осуществлению контроля и надзора за представлением работодателями в органы службы занятости информации, предусмотренной пунктами 2, 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1, при этом от данной информации (в частности, от количества заявленных работодателями свободных рабочих мест и вакантных должностей) во многом зависит вопрос трудоустройства граждан, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы, в том числе инвалидов.

Внесение изменений позволит создать правовое поле для организации и проведения целевых документарных проверок работодателей в субъектах Российской Федерации, что в конечном итоге будет способствовать наполнению регионального банка вакансий и расширению возможностей трудоустройства граждан.

По вопросу совершенствования административной ответственности за нарушение трудовых прав инвалидов, включая создание специальных структур для обобщения и эффективного использования взимаемых штрафов, предлагаем дополнить часть 1 статьи 5.42 КоАП административной ответственностью юридических лиц, изложив часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ в следующей редакции:

«1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до ста пятидесяти тысяч рублей.».

Опубликовано: 30.01.2019 12:56        Обновлено: 30.01.2019 14:11