Размер:
Цвет:

По вопросам социально-трудовых отношений


Вопрос: Какими нормативными правовыми актами регламентируется порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

Ответ: Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (далее – компенсация расходов на оплату стоимости проезда).

Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено разграничение обязательств по компенсации расходов на оплату стоимости проезда работника и членов семьи в зависимости от источников финансирования организации.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей».

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа производится в порядке, предусмотренном Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.03.2010 № 4676 «Об утверждении официального толкования отдельных норм Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа».

Размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда для лиц, работающих в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В случае отказа со стороны работодателя компенсировать стоимость проезда к месту отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации, необходимо обращаться в адрес Государственной инспекции труда или в суд (статьи 352, 353 Кодекса).

При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 Кодекса).

Вопрос: Какой порядок установления процентной надбавки к заработной плате работникам государственных учреждений в возрасте до 30 лет?

Ответ: Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Выплата процентной надбавки к заработной плате работникам государственных учреждений производится в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Кодексом, Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2004 № 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа" (далее – Закон № 76-оз), Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами».

Выплата процентной надбавки к заработной плате устанавливается в процентах к заработной плате в зависимости от возраста работника, группы местностей, к которой отнесен тот или иной район (местность) и стажа работы.

Согласно нормам действующего законодательства процентные надбавки в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются в следующем порядке: 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50%, за исключением лиц, работающих на территории Березовского и Белоярского районов.

Процентные надбавки в районах Крайнего Севера (Березовский и Белоярский районы), устанавливаются в следующем порядке: 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60%, по 10% за каждый последующий год работы до достижения 80%.

Молодежи,   прожившей в местностях,   приравненных   к   районам Крайнего Севера менее 5 лет, но более 1 года и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% за каждые шесть месяцев работы (пп. "е" п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 года № 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера").

Дополнительные гарантии при установлении надбавки к заработной плате установлены в отношении лиц в возрасте до 30 лет, которым надбавка выплачивается в полном размере с первого дня работы в организациях, финансируемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и бюджетов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Так, пунктом 1 статьи 3 Закона № 76-оз лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее пяти лет, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы.

Руководствуясь статьями 353 и 353.1. Кодекса, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда, ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 Кодекса).

Вопрос: Как получить заработную плату работникам, если на предприятии введено конкурсное производство?

Ответ: В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации одной из основных социальных гарантий по оплате труда работников является обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.

В конкурсном производстве удовлетворение требований кредиторов, в том числе по заработной плате, производится за счет денежных средств, вырученных от реализации имущества и иных активов должника в порядке, определенным Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве определено, что требования о выплате выходных пособий и об оплате труда, возникшие после того, как арбитражным судом было принято заявление о признании должника банкротом, то есть в ходе любой из процедур банкротства, относятся к текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам выплачиваются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве). При этом существует своя очередность среди кредиторов по текущим платежам. В соответствии с этим при банкротстве предприятия выплата текущей задолженности по заработной плате и выходным пособиям осуществляется во вторую очередь (пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве).

Наряду с этим, если задолженность перед работниками, в том числе перед бывшими, по оплате труда и выплате выходных пособий, образовалась до подачи заявления о признании должника банкротом, то задолженность не может быть отнесена к требованиям по текущим платежам (пункт 1 Постановления Пленума высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60) и включается в реестр требований кредиторов (далее Реестр) в общем порядке. Долги реестровых кредиторов погашаются после расчетов с внеочередными платежами. Указанная задолженность перед работниками погашается во вторую очередь среди требований кредиторов не по текущим платежам, а по оставшимся (пункт 4 статьи 134 Закона о банкротстве).

На основании пункта 9 статьи 16 Закона о банкротстве работник как кредитор, вправе требовать от конкурсного управляющего выписку из Реестра о размере, составе и очередности удовлетворения требований работника. Конкурсный управляющий обязан в течение пяти дней с даты получения такого требования направить работнику выписку из Реестра.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций конкурсных управляющих возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).

Пунктом 5 статьи 23.1 Закона о банкротстве определено, что на действия или бездействия конкурсных управляющих саморегулируемых организаций можно подать мотивированную жалобу в Росреестр, которая будет являться основанием для проведения проверки. В случае выявления фактов неправомерных действий конкурсного управляющего будут применены меры административной или уголовной ответственности, а также отстранение от работы.

Деятельность конкурсных управляющих находится также под надзором Прокуратуры автономного округа. Органами прокуратуры во всех организациях-банкротах проводятся проверки, анализируется деятельность конкурсных управляющих на предмет полноты и своевременности принимаемых ими мер по погашению задолженности по заработной плате.

Вопрос: Какой минимальный размер оплаты труда установлен в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с 1 января 2019 года?

Ответ: Установление минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), минимальной заработной платы определяется положениями статей 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года установлен в размере 11280 рублей.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» определено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре применяются различные размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севере и приравненных к ним местностях (справка прилагается).

В этой связи, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре месячный минимальный размер оплаты труда (кроме Белоярского и Берёзовского районов) с 1 января 2019 года должен быть не менее величины от 16920,0 рублей до 24816,0 рублей в зависимости от установленного в организации размера районного коэффициента к заработной плате (1,5, или 1,7) и наличия у работника процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (от 0 до 50%) при условии, что работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 170 «Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к районам Крайнего Севера» Белоярский и Берёзовский районы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отнесены к районам Крайнего Севера, в которых максимальный размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 80 %, соответственно в этих районах месячный минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года должен быть не менее величины от 16920,0 рублей до 28200,0 рублей в зависимости от установленного в организации размера районного коэффициента к заработной плате (1,5, или 1,7) и наличия у работника процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера (от 0 до 80%) при условии, что работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Кроме того, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, южнее 60 градусов северной широты (часть Кондинского, Нефтеюганского районов) для организаций непроизводственных отраслей был установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3.

В случае, если в на указанных территориях имеются организации, в которых установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3, то в этих организациях месячный минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года должен быть не менее величины от 14664,0 рублей до 20304,0 рублей в зависимости от наличия у работника процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (от 0 до 50%) при условии, что работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Вопрос: Какой размер районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы устанавливается в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и порядке их начисления, установленных для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?

Ответ: В соответствии с частью второй статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 315 – 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании части первой статьи 423 ТК РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти Российской Федерации, РСФСР или органов государственной власти бывшего СССР.

В соответствии с частью второй статьи 316 ТК РФ и частью второй статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.

В отдельных случаях наименования районов (населенных пунктов) в указанных ниже нормативных правовых актах могут не совпадать с современным наименованием, приведенным в ОКАТО, или отсутствовать в нём.


Районные коэффициенты (РК).


Районы, в которых установлены РК

Категория работников

Размер РК

Нормативные правовые акты, установившие РК

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры севернее 60 градусов северной широты





На всей территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры





Во всех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Работники предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, на геологических и топографо- геодезических работах, а также работники строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств
и организаций, обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия, конторы бурения, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности, геологические
и топографо-геодезические работы.

Лица, работающие в государственных органах и государственных учреждениях автономного округа, учащиеся, студенты, получающие стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающиеся в государственных общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении автономного округа, и лица, являющиеся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа при исчислении заработной платы, стипендии и пособия.

Лица, работающие в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1,7







1,7






1,7

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 29.12.1964 № 611/35




Закон Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры
от 9 декабря 2004
№ 76-оз



Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры

* На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры севернее 60 градусов северной широты

Работники научно-исследовательских учреждений, конструкторских, проектно-конструкторских, проектно- технологических и конструкторско-технологических организаций и вычислительных центров, находящихся на самостоятельном балансе, а также работники, переводимые на новые условия оплаты труда в соответствии с пунктом 10 Постановления Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 № 972.

1,5




1,5

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 30.06.1970 № 210/18

Работники проектных и изыскательских организаций (за исключением изыскательских экспедиций, партий и отрядов).

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 23.09.1969 № 379/23

* На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры южнее 60 градусов северной широты

Работники научно-исследовательских учреждений, конструкторских, проектно-конструкторских, проектно-технологических и конструкторско-технологических организаций и вычислительных центров, находящихся на самостоятельном балансе, а также работники, переводимые на новые условия оплаты труда в соответствии с пунктом 10 Постановления Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 № 972.

1,3

Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС
от 30.06.1970 № 210/18


*По вопросу, касающемуся размеров районных коэффициентов к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, см. Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995.

В соответствии с абзацем первым части пятой, частью шестой статьи 302 ТК РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В стаж работы, дающий право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте. Гарантии и компенсации работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются в соответствии
с главой 50 ТК РФ.

Процентные надбавки за стаж работы
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ПН)

Районы, в которых установлены ПН

Размер ПН в процентах к месячному заработку

Нормативные правовые акты, установившие ПН

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

Белоярский и Берёзовский районы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

По истечении первых шести месяцев работы - 10%,

за каждые последующие шесть месяцев работы - увеличение
на 10% до достижения 60% заработка,

за каждый последующий год работы - 10% по достижении 80% заработка.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за исключением Белоярского и Берёзовского районов

По истечении первого года работы - 10%,

за каждый последующий год работы - увеличение на 10% по достижения 50% заработка.


Пунктом 3.13 трёхстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 – 2019 годы установлено, что работодатели выплачивают процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в совокупности не менее 5 лет.

О порядке начисления процентных надбавок и исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на их получение, см. Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утверждённую Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2.

Вопрос: Что делать если работодатель задерживает выплату заработной платы?

Ответ: Согласно части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации
заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (часть 2 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации). Не допускается приостановление работы:

- в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

- в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

- государственными служащими;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), а также руководитель или другое ответственное лицо организации за задержку зарплаты  могут быть привлечены к административной ответственности

Работник при задержке заработной платы за защитой своих прав вправе обратиться в государственную инспекцию труда, а также в суд.

При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вопрос: Почему размер заработной платы одного конкретного работника отличается от установленного показателя средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре?

Ответ: Средняя заработная плата – это усредненное значение фактической заработной платы, рассчитанное органами федеральной статистики, согласно Инструкции, утвержденной Госкомстатом, в целом по региону за определенный временной период по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Югра является одним из немногих субъектов Российской Федерации, где экономика округа является монопрофильной, и зависит от деятельности организаций топливно-энергетического комплекса. В этой связи, на уровень средней заработной платы работников в целом по Югре значительное влияние оказывает заработная плата работников нефтегазодобывающих организаций.

В каждой организации уровень заработной платы работников, как руководящего состава, так и персонала по профессиональным квалификационным группам различен, так как размер оплаты труда работника зависит от уровня профессиональной подготовки, наличия квалификационной категории, объема специальных знаний, стажа работы
в данной или аналогичной должности (профессии), степени сложности выполняемых работ и финансовых возможностей работодателя.

Исполнительные органы государственной власти Югры при мониторинге, прогнозе социально-экономического развития региона, в работе используют статистические данные Росстата, Тюменьстата.

Официальная статистическая информация является общедоступной и размещается по адресу http://www.gks.ru/.

При формировании региональным отделением Росстата показателя среднемесячной заработной платы учитывается фонд заработной платы
за месяц, сложившийся на территории региона, который делится
на среднесписочную численность работающих. Информацию о фонде оплаты труда и численности работающих в органы статистики ежемесячно представляют все предприятия и организации в порядке, определенном федеральным законодательством. Росстат рассчитывает усредненное значение фактической начисленной заработной платы в целом по региону
за определенный временной период по видам экономической деятельности.

Вопрос: В трудовом договоре работодатель указал зарплату не в полном размере, часть зарплаты выплачивается «в конверте»?

Ответ: Согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В случае, если в трудовом договоре указан размер зарплаты не полностью, работник вправе обратить к работодателю с требованием принять дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить размер зарплаты в полной сумме. При отказе работодателя подписать дополнительное соглашение работник вправе обратиться в суд (статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вопрос: В каких случаях, в каком размере работодатель вправе производить удержания из зарплаты?

Ответ: Согласно части 1 статьи 137 Трудового кодекса Российской удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 (отказ работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением), или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81 (ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата, смена собственника имущества организации), пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 (призыв работника на военную или альтернативную гражданскую службу; восстановление на работе предыдущего работника по решению государственной инспекции труда или суда; признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;  смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений).

В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй статьи 137 (возмещение или погашение аванса, возврат излишне выплаченных сумм), работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

- счетной ошибки;

- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;

- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Согласно статье 138 Трудового кодекса Российской Федерации общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником, во всяком случае, должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Ограничения, установленные статьей 138 Трудового кодекса Российской Федерации, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание (компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и др.).

Вопрос: Вправе ли работодатель изменить заработную плату работника в одностороннем порядке, каков порядок оформления данной процедуры?

Ответ: В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (ч. 1 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено (ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 4 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если вышеописанные условия и порядок изменения условий трудового договора в части зарплаты Вашим работодателем не соблюден, и Вы считаете, что Ваши права нарушены, Вы можете обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда, а также в суд.

При обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).

Опубликовано: 17.04.2018 17:01        Обновлено: 30.07.2019 14:54