Размер:
Цвет:

Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

                               

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Департамента труда и занятости населения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 5 октября 2017 года № 17-Р-328



Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования
рабочих мест для трудоустройства инвалидов
(в ред. от 07.06.2019 № 17-Р-179)

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований

Наименование и реквизиты нормативных правовых актов

Разъяснение по соблюдению обязательных требований

Ответственность за несоблюдение обязательных требований

Типовые нарушения

Создание (выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой

1. Соответствие количества созданных (выделенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

2. Соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов.

3. Наличие утвержденного работодателем локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных (выделенных) рабочих местах

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон №89-оз), постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 №254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – постановление Правительства).

В соответствии Федеральным законом № 181-ФЗ работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии с положениями Федерального закона Законом № 89-оз квота устанавливается работодателям (физическим либо юридическим лицам, вступившим в трудовые отношения с работниками), осуществляющим свою деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Расчет числа квотируемых рабочих мест производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников, работающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за предыдущий месяц.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по формированию статистической информации.

При расчете числа квотируемых рабочих мест учитывается количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов.

В соответствии с положениями Федерального закона №181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Постановлением Правительства №254-п утвержден Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре со среднесписочной численностью:

от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места;

более 5001 человека - четыре специальных рабочих места.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии требованиями их индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

Работодатели являются исполнившими обязанность по квотированию рабочих мест в случае трудоустройства инвалидов на рабочие места и (или) представления сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов в органы службы занятости.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона №181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны не только создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, но и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

В соответствии со статьей 6 Закона №89-оз при невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест в других организациях в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

1. Неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

2. Неправильный расчет количества рабочих мест, подлежащих выделению (созданию).

3. Отсутствие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах.

Отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Обоснованность отказа в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения)

В соответствии со статьей 25 Закона о занятости населения при приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты по дискриминационным причинам, завышенным требованиям и уровню профессиональной квалификации.

Ежемесячное представление информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах,
выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее – также информация)

Полнота и достоверность представления работодателем в органы службы занятости в установленные сроки информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

Закон о занятости населения

В соответствии со статьей 25 Закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Форма представления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов утверждена распоряжением Дептруда и занятости Югры от 27.01.2016 №17-Р-22.

Форма представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей утверждена приказом Минтруда России от 19.02.2019 №90н.

Работодатели представляют информацию в органы службы занятости по месту осуществления деятельности при личном обращении, посредством почтового отправления, факсимильной связи, электронной почты либо посредством интерактивного портала Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях возможно размещать в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в органы службы занятости информации, предусмотренной статьей 25 Закона о занятости, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

1. Непредставление информации.

2. Представление информации в неполном объеме либо искаженном виде.

3. Несвоевременное представление информации.