Размер:
Цвет:

Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Приложение к распоряжению

Департамента труда и занятости населения

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

От 15.07.2021 № 17-Р-198

Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования

рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований

Наименование и реквизиты нормативных правовых актов

Разъяснение по соблюдению обязательных требований

Ответственность за несоблюдение обязательных требований

Типовые нарушения

Создание (выделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой

1. Соответствие количества созданных (выделенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

2. Соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов.

3. Наличие утвержденного работодателем локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных (выделенных) рабочих местах

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ), Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон №89-оз), приложение 5 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 № 491-п «Об утверждении порядка создания условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида, порядка создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, порядка организации обучения инвалидов новым профессиям, порядка резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, порядка установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» (далее – приложение 5 к постановлению № 491-п)

        В соответствии Федеральным законом № 181-ФЗ работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В соответствии с положениями Федерального закона Законом № 89-оз, приложению 5 к постановлению №491-п квота устанавливается работодателям (физическим либо юридическим лицам, вступившим в трудовые отношения с работниками), осуществляющим свою деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек.

От соблюдения установленной квоты освобождаются:

общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

работодатели, которые проходят процедуру реорганизации, а также находящиеся в стадии ликвидации или банкротства;

работодатели, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.

Работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Расчет числа квотируемых рабочих мест производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников, работающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, за предыдущий месяц.

Работодатели устанавливают квоту исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц, которая исчисляется в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 24 июля 2020 года № 412 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам».

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

При исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, замещающие должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.

При расчете числа квотируемых рабочих мест учитывается количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы и представительства) на территории автономного округа, исчисляют квоту исходя из среднесписочной численности их работников с учетом обособленных подразделений (филиалов, представительств) и распределяют ее между ними пропорционально численности работающих в каждом обособленном подразделении (филиале, представительстве).

Если обособленное подразделение (филиал, представительство) наделено правом заключать трудовые договоры, оно самостоятельно исчисляет квоту исходя из среднесписочной численности работников обособленного подразделения (филиала, представительства).

В соответствии с положениями Федерального закона №181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

При расчете квоты округление дробного числа производится по правилам математического округления, а именно:

если первый знак после запятой больше или равен 5, целая часть числа увеличивается на единицу;

если первый знак после запятой меньше 5, целая часть числа не изменяется.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре со среднесписочной численностью:

от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место;

от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места;

от 1001 до 5000 человек - три специальных рабочих места;

более 5001 человека - четыре специальных рабочих места.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии требованиями их индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

Работодатели являются исполнившими обязанность по квотированию рабочих мест в случае трудоустройства инвалидов на рабочие места и (или) представления сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов в органы службы занятости.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона №181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны не только создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, но и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

В соответствии со статьей 6 Закона №89-оз при невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест в других организациях в соответствии с заключенными договорами.

В случае невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях в соответствии с заключенными договорами (далее – договор финансирования), подлежащими обязательной регистрации в Департаменте труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке, утверждаемом указанным Департаментом.

В расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты включаются расходы, состоящие из:

фонда оплаты труды (не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда) с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, включая стимулирующие выплаты;

оплаты ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;

компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

оплаты медицинского осмотра;

затрат, необходимых для создания, оборудования (оснащения) рабочего места для трудоустройства инвалидов в счет квоты;

оплаты налогов и сборов.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

1. Неисполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

2. Неправильный математический расчет количества рабочих мест, подлежащих выделению (созданию).

3. Включение в среднесписочную численность работников для установления квоты численность работников, работающих в филиалах, расположенных за пределами Югры.

3. Отсутствие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах.

4. при заключении договора финансирования не включение в расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты всех расходов, предусмотренных пунктом 15 приложения 5 к постановлению № 491-п.

Отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Обоснованность отказа в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения)

        В соответствии со статьей 25 Закона о занятости населения при приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

       В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты по дискриминационным причинам, завышенным требованиям и уровню профессиональной квалификации.

Ежемесячное представление информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах,

выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее – также информация)

Полнота и достоверность представления работодателем в органы службы занятости в установленные сроки информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

Закон о занятости населения, Закон № 89-оз, постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.04.2020 №108-п «О порядке представления работодателями информации о наличии

свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы

службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного

округа – Югры» (далее – постановление № 108-п)

,

       В соответствии со статьей 25 Закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

        Форма представления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов утверждена распоряжением Дептруда и занятости Югры от 27.01.2016 №17-Р-22.

Форма представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей утверждена приказом Минтруда России от 26.02.2015 №125н.

Работодатели представляют информацию в органы службы занятости по месту осуществления деятельности при личном обращении, посредством почтового отправления, факсимильной связи, электронной почты либо посредством интерактивного портала Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях возможно размещать в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Срок представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях определен постановлением № 108-п: не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

       В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в органы службы занятости информации, предусмотренной статьей 25 Закона о занятости, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

1. Непредставление информации.

2. Представление информации в неполном объеме либо искаженном виде.

3. Несвоевременное представление информации.

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы даете согласие на работу с этими файлами. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой в отношении обработки персональных данных.