Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Рекомендации по итогам Международной конференции «Актуальные вопросы оплаты труда на Севере: международный и национальный аспекты» 16-17 ноября 2017 года в г. Сургуте

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ НЕФТЯНОЙ, ГАЗОВОЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Рекомендации по итогам конференции.png

Международная конференция
«Актуальные вопросы оплаты труда на Севере:
международный и национальный аспекты»

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

г. Сургут                                                                                                                 16 - 17 ноября 2017 г.


Участники Международной конференции «Актуальные вопросы оплаты труда на Севере: международный и национальный аспекты» отмечают, что северные территории – это важные геополитические и экономические регионы России, определяющие ее положение, роль и значение в мировом пространстве и, без сомнения, являющиеся стратегической «кладовой» страны.
Северные регионы вносят значительный вклад в доходную часть бюджета страны, поэтому их устойчивое развитие через освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни людей на Севере, создание современной инфраструктуры – это первоочередная задача государства, реализовать которую возможно только путем принятия ответственных, научно обоснованных и сбалансированных решений.
Вместе с тем, несмотря на декларирование особого внимания государства к проблемам развития северных территорий, в последние десятилетия появилась устойчивая тенденция оттока трудоспособного населения в другие регионы страны с более благоприятными природно-климатическими условиями. Так, только с 1989 года население районов Севера и Дальнего Востока сократилось на 1,6 млн. человек, или почти на 11 %.
Действующая в советский период система государственных гарантий и компенсаций, сыгравшая ключевую роль в стимулировании работников к жизни и работе на Севере, в новых социально-экономических условиях постепенно утрачивает свои некогда весомые материальные преимущества.
Так, во многих северных регионах России средняя заработная плата оказалась ниже заработной платы работников, выполняющих аналогичную работу в других регионах страны.
Более того, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) как общепризнанная государственная гарантия не только перестал выполнять свою «защитно-социальную» функцию из-за невозможности обеспечения расширенного воспроизводства человеческого и трудового потенциала, экономической свободы работающему человеку и его семье, но и оказался «камнем преткновения» для работников-северян в силу распространения негативной практики «погружения» в состав МРОТ районных коэффициентов и процентных надбавок.
В целях решения первоочередных задач по защите социально-трудовых прав и экономических интересов работников северных регионов и в первую очередь установления им достойной оплаты за труд, выполняемый в условиях, отклоняющихся от нормальных, участники Конференции – представители работников различных отраслей экономики, включая бюджетный сектор, представители органов государственной власти и бизнес-сообщества, выражая волю российских граждан, работающих и проживающих на Севере, полагают необходимым рекомендовать следующее.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

 • Законодательно определить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов) не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежат начислению на заработную плату с учетом стимулирующих и иных компенсационных выплат.
• В целях улучшения качества жизни лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательно установить:
меры государственной поддержки по обеспечению работников и членов их семей жильем при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, включая систему стимулов, предусматривающих создание льготных систем ипотечного кредитования для молодых семей;
меры, направленные на бесперебойное и устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса и объектов инженерной инфраструктуры северных территорий;
особые подходы к организации оказания медицинской помощи населению, обусловленные экстремальными природно-климатическими условиями, в том числе предусмотреть расширение действия программы «Земский доктор» на территории Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
механизмы повышения доступности услуг авиационного, железнодорожного и водного транспорта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

• Внести изменения в федеральное законодательство в части:
установления права для лиц моложе 35 лет на получение процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого года работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет;
начисления районного коэффициента и процентной надбавки на стипендию лицам, обучающимся в высших и средних учебных заведениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правительству Российской Федерации

• Приступить к разработке комплексной программы развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом социально-экономического положения страны с широким привлечением общественных институтов, включая профессиональные союзы.
• Провести анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего общественные отношения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях определения единого государственного подхода к нормативному правовому регулированию всего комплекса вопросов по дальнейшему развитию северных территорий страны.
• В целях усиления государственного влияния на регулирование вопросов социально-экономического развития Севера и Арктики рассмотреть возможность создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку государственной политики на Севере и в Арктической зоне Российской Федерации, включая вопросы районирования Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и их поступательное развитие.
• Включить в разрабатываемый проект федерального закона «Об опорных зонах развития в Арктической зоне Российской Федерации» отдельную главу об основах социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
• Разработать и утвердить методику расчета минимального потребительского бюджета в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации.

Работодателям, действующим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их объединениям

• Гарантировать соблюдение в полном объеме действующих государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
• Содействовать развитию социальной сферы северных регионов, повышению качества базовых социальных услуг и предотвращению возникновения очагов социальной напряженности.
Индексировать заработную плату работников на уровень не ниже чем официальный прогнозный уровень инфляции.

• При заключении коллективных договоров предусматривать следующие позиции по вопросам поддержки молодежи:
предоставление права студентам и аспирантам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на бесплатный проезд один раз в год к месту постоянного жительства и обратно;
создание молодым семьям, переезжающим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, льготных условий по оплате услуг ЖКХ, по содержанию ребенка в учреждениях дошкольного образования и детского отдыха;
создание системы целевой подготовки и переподготовки молодых специалистов, в том числе через создание заказа на специалистов с последующим целевым распределением.

Федерации Независимых Профсоюзов России, Общероссийскому профессиональному союзу работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

• При формировании позиции выборных коллегиальных профсоюзных органов по социально значимым вопросам северных регионов учитывать мнение, выраженное в настоящих Рекомендациях.
• На площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
провести консультации по вопросам районирования Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
провести анализ хода реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» и сформировать предложения профсоюзной стороны РТК по ее совершенствованию;
продолжить консультации по инкорпорации сохраняющих свое действие норм законодательства СССР и РСФСР в законодательство Российской Федерации при условии сохранения в полном объеме предусмотренных ими гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Общероссийскому профессиональному союзу работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

• Направить настоящие Рекомендации в адрес Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координаторов региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений северных регионов Российской Федерации.
• Осуществлять общий контроль за ходом выполнения настоящих Рекомендаций.
• Подготовить и издать сборник материалов по итогам работы Международной конференции.
Опубликовано: 14.12.2017 10:16        Обновлено: 14.12.2017 10:42