Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Трёхстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 - 2019 годы

Трёхстороннее соглашение
между органами государственной власти Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, Объединением работодателей

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 – 2019 годы

г. Ханты-Мансийск                                                                                 «23» декабря 2016 года

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры: Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также - органы государственной власти), Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Работодатели), Объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Профсоюзы), именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Трехстороннее соглашение (далее – Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2019 годах и совместные действия по их реализации.

Стороны, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2003 года   № 53-оз «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в числе приоритетных целей Соглашения определяют проведение социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, повышение качества жизни работников и их семей, обеспечение всеобщей доступности и повышения качества базовых социальных услуг.

Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

Соглашение распространяется и обязательно к исполнению органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа Югры, организациями, входящими в Объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также организациями, не входящими в Объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, но фактически присоединившимися к Соглашению, то есть теми, которые в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили координатору Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ о присоединении к Соглашению с протоколом консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров по заключению региональных отраслевых (межотраслевых) и территориальных (межтерриториальных) соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

Каждая из Сторон в пределах своих полномочий принимает на себя обязательства, закрепленные Соглашением, разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств в порядке и сроки, установленные Регламентом работы Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).

Условия, содержащиеся в Соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, правовых актов органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при рассмотрении и принятии бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, локальных актов организаций.

Обязательства Сторон

В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2017 – 2019 годах по следующим направлениям:

1. В области экономической политики

В области экономической политики Стороны считают, что главной стратегической целью социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является обеспечение повышения качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе устойчивого роста экономики, обеспечения конкурентоспособности организаций, эффективной занятости и повышения доходов населения.

В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года:

Стороны совместно:

1.1. Обеспечивают долгосрочную макроэкономическую стабильность за счет улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, расширения возможностей для развития малого и среднего предпринимательства.

1.2. Реализуют Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года.

1.3. Принимают меры к повышению жизненного уровня населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, снижения численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума за счет ежегодного повышения производительности труда и качества работы, прироста на этой основе реальной заработной платы не менее 3 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – не менее 1-2 процентов.

1.4. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:

создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг;

создания территориальных кластеров: нефтегазового, лесопромышленного, горнопромышленного, туристско-рекреационного, агропромышленного из числа научных, промышленных организаций, малых и средних предприятий;

внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;

продолжения работы по развитию государственно-частного партнерства, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства и профессионального образования;

проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;

формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

создания режима наибольшего благоприятствования местным товаропроизводителям, субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечивающим насыщение рынка отечественными товарами и услугами и являющимся участниками данного Соглашения;

снижения сроков оплаты выполненных работ (поставленных товаров, оказанных услуг) до 30 календарных дней и менее со дня исполнения обязательств по договору, контракту (отдельному этапу договора, контракта);

обеспечения темпов устойчивого развития отраслей реального сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

повышения научного и образовательного потенциала.

1.5. В целях обеспечения устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, соблюдения трудового законодательства и защиты экономических интересов работающего населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечивают своевременное взаимное информирование о наличии признаков финансовой неустойчивости, банкротства.

1.6. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль соблюдения трудовых и социальных прав работников, в том числе при проведении процедур банкротства, разработке и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников.

1.7. Разрабатывают и осуществляют программы развития региональных рынков труда и трудовых ресурсов, активно используют практику обучения и переобучения персонала на основании договоров с организациями профессионального образования, с последующим трудоустройством выпускников по полученной специальности, квалификации.

Органы государственной власти:

1.8. Анализируют и прогнозируют социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного – Югры.

1.9. В инвестиционной политике способствуют улучшению инвестиционного климата, развитию конкуренции и снижению административного давления на бизнес путем внедрения Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, развитию инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности; координируют действия по развитию и реализации инвестиционной политики.

1.10. Создают условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

1.11. Содействуют реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых видов производств, внедрение прогрессивных технологий и современных видов оборудования.

1.12. Создают благоприятные налоговые условия, стимулирующие инвестиционную, инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.

1.13. Содействуют развитию предприятий лесопромышленного и агропромышленного комплекса. Способствуют развитию продовольственного рынка и организации системы производства и переработки сельхозпродукции.

1.14. Способствуют развитию и созданию в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре высокотехнологичных, высокодоходных производств.

1.15. Обеспечивают получение профессионального образования и профессиональную подготовку населения в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1.16. В пределах предоставленных полномочий в соответствии с законодательством осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Осуществляют контроль за соответствием цен, тарифов, предусмотренных сметными расчетами начальной (максимальной) цены государственных контрактов по объектам, в том числе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и оказание других услуг, финансируемым с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установленным (утвержденным) Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1.17. Совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создают условия для повышения в экономике и социальной сфере роли малого и среднего предпринимательства путем усиления мер государственной поддержки, развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

1.18. Разрабатывают и контролируют в соответствии с законодательством исполнение регламентов согласований, выдачу разрешений, иной документации для предпринимателей, населения с целью снятия административных барьеров.

1.19. Участвуют и оказывают содействие в организации и проведении выставок, форумов, конференций и семинаров в целях пропаганды и популяризации эффективных и конкурентоспособных отечественных материалов, оборудования и технологий, а также создания благоприятных условий для продвижения продукции производителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на внутренний и внешний рынки.

1.20. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития торговли.

1.21. Способствуют снижению инфраструктурных ограничений роста путем опережающего строительства автомобильных дорог и развития широкополосного Интернета.

1.22. Создают условия для формирования новых транспортных коридоров путем строительства мостовых переходов.

1.23. Способствуют внедрению в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов.

1.24. Обеспечивают разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной и электрической сети. Создают условия для строительства электросетевых и генерирующих объектов через механизмы частно-государственного партнерства по инвестиционным программам субъектов электроэнергетики.

1.25. Формируют социально ориентированный региональный бюджет и обеспечивают целевое использование бюджетных средств.

1.26. Принимают в соответствии с законодательством меры, направленные на увеличение кредитования реального сектора экономики, исходя из приоритетов экономической политики и принципов денежно-кредитной политики.

1.27. Способствуют реализации основных приоритетных направлений развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

1.28. Повышают прозрачность и подотчетность своей деятельности перед обществом.

Работодатели:

1.29. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, стабилизации и развития экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также государственных программ развития соответствующих отраслей.

1.30. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства предприятий и роста безработицы. Выполняют предусмотренные региональными отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями и коллективными договорами условия по повышению эффективности производства, совершенствованию социально-трудовых отношений.

1.31. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций учитывают их социальные последствия, проводят соответствующие мероприятия с участием профсоюзных организаций (при их наличии) и с учетом интересов работников.

1.32. Направляют Сторонам информацию о законах и иных нормативных правовых актах, препятствующих обеспечению устойчивого роста производства, снижающих деловую активность, формируют предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

1.33. Не допускают не оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Профсоюзы:

1.34. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.

1.35. Обеспечивают участие трудовых коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми (межотраслевыми), территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по подъему экономики, осуществлению диверсификации производства.

1.36. Защищают социально-экономические и трудовые интересы работников.

1.37. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создание условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных законодательством Российской Федерации, отраслевыми тарифными и иными соглашениями.

1.38. Формируют предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

2. В области занятости населения и развития рынка труда

В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:

максимальное обеспечение занятости населения, недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 0,8 процентов от экономически активного населения;

профессиональную подготовку работников в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также разработку планов повышения квалификации персонала предприятий и организаций при подготовке отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров;

создание системы непрерывного профессионального образования и участие в создании в Российской Федерации независимой оценки квалификаций;

участие в регулировании трудовой миграции и использовании иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;

создание условий, не допускающих дискриминацию граждан в сфере труда, условий для совмещения родителями, усыновителями, опекунами (попечителями), воспитывающими несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью;

содействие созданию новых рабочих мест, в том числе с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная (сжатая) рабочая неделя, гибкий график работы, свободный режим работы, посменная работа, надомная работа).

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

2.1. Принимают меры по обеспечению рабочими местами трудоспособное население.

2.2. В случаях угрозы массового высвобождения работников разрабатывают и осуществляют меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку высвобождаемых работников, организацию временных и общественных работ.

2.3. При отсутствии в отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашениях критериев массового увольнения основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.

К ним относятся:

а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

30 и более человек – в течение 20 календарных дней;

50 и более человек – в течение 30 календарных дней;

200 и более человек – в течение 60 календарных дней;

500 и более человек – в течение 90 календарных дней;

в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в населенных пунктах, где общая численность занятых составляет менее 5 тыс. человек.

2.4. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики, рынка труда и уровня безработицы в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры могут устанавливаться иные, усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения, определяемые в территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашениях.

2.5. При банкротстве предприятий содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе имущества предприятий-банкротов.

2.6. Предусматривают при заключении региональных отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций.

2.7. В целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников различных отраслей не реже 1 раза в год проводят конкурсы профессионального мастерства. Принимают меры поощрения социально-ответственных работодателей по результатам конкурсов профессионального мастерства и всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

2.8. Организуют профориентационную работу, в том числе по формированию у подрастающего поколения мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда.

2.9. Содействуют занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (в приоритетном порядке находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении), инвалидов, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, граждан предпенсионного возраста, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, одиноких и многодетных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих несовершеннолетних детей, путем резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

2.10. Принимают меры к запрещению информации о вакансиях, содержащих ограничения дискриминационного характера (по полу, возрасту, месту жительства и другим дискриминационным признакам установленным законодательством).

Органы государственной власти:

2.11. Обеспечивают информирование населения и Комиссии о положении на рынке труда, возможностях трудоустройства, в том числе для отдельных категорий населения, профессионального обучения, получения государственных услуг в области содействия занятости населения, о перечне наиболее востребованных профессий на региональном рынке труда через средства массовой информации, в том числе на официальных сайтах в сети Интернет.

2.12. Информируют работодателей о порядке подготовки предложений о потребности привлечения иностранных работников.

2.13. Ежегодно проводят мониторинг движения рабочих мест по отраслям и территориям с представлением информации в Комиссию, а также формируют базу данных о потребности предприятий в работниках по профессионально-квалификационному составу.

2.14. Содействуют трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая организацию стажировок в целях приобретения опыта работы:

инвалидов;

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

несовершеннолетних граждан в возрасте 14 – 18 лет;

одиноких родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, а также осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет,

граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), включая выпускников общеобразовательных организаций в возрасте до 23 лет;

выпускников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 25 лет;

граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

граждан, прошедших военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу;

граждан предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

2.15. Оказывают содействие в организации оплачиваемых общественных работ.

2.16. Устанавливают объемы и направления подготовки кадров по профессиям и специальностям в учебных заведениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в зависимости от спроса на рынке труда и контролируют выполнение установленных объемов.

Работодатели:

2.17. Предпринимают меры, направленные на недопущение массового сокращения работников. В случае угрозы массового сокращения численности или штата работников и возможного расторжения трудовых договоров с работниками Работодатели информируют об этом Профсоюзы, органы службы занятости не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и разрабатывают меры по уменьшению численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и т.д.).

2.18. Оказывают содействие высвобождаемым работникам предприятий в трудоустройстве на рабочих местах, вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых предприятий, при условии соответствия квалификации работника и трудовых функций, выполняемых им ранее.

2.19. Создают рабочие места для организации оплачиваемых общественных работ при наличии потребности в этих работах.

2.20. Включают в региональные отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры меры по созданию рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов и одиноких родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих несовершеннолетних детей, опережающего профессионального обучения работников.

2.21. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора в порядке, определенном коллективным договором.

2.22. Предоставляют возможность обучающимся образовательных организаций профессионального образования прохождения производственной практики, а выпускникам данных организаций - стажировки.

2.23. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест выпускникам профессиональных образовательных организаций, постоянно проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и гарантируют начальную заработную плату на уровне не ниже минимальной заработной платы, установленной соглашением «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

2.24. В составе объединения работодателей участвуют в мониторинге и прогнозировании потребности экономики в квалифицированных кадрах, корректировке профессиональных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов, в формировании перечней направлений подготовки, в проведении итоговой государственной аттестации учащихся профессиональных образовательных организаций и государственной аккредитации образовательных организаций профессионального образования.

2.25. Предусматривают в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации гибкие формы занятости для инвалидов и одиноких родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, надомная, дистанционная работа), с согласия работников.

2.26. Оказывают содействие исполнительным органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в проведении социологических исследований на предприятиях в сфере труда и занятости.

2.27. Участвуют в развитии форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность путем резервирования рабочих мест в организациях внебюджетного сектора экономики для трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

2.28. При возникновении потребности в специалистах ежегодно направляют заявки в уполномоченный орган по оказанию государственных услуг в области образования для включения в государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на основе предварительной работы с учащимися школ, включая и незанятую молодежь в возрасте до 30 лет, также направляют наиболее перспективных работников на дополнительное профессиональное обучение.

2.29. Участвуют в организации временных рабочих мест для обучающихся в профессиональных образовательных организаций, в свободное от учебы время.

2.30. Не допускают одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.31. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве молодых работников.

Профсоюзы

2.32. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости через своих представителей.

2.33. Через отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются:

сохранения рабочих мест;

создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе предполагаемых к высвобождению;

заключения работодателями с работниками договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;

создания дополнительных рабочих мест для граждан испытывающих трудности в поиске работы;

выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий;

создания условий для эффективной занятости инвалидов, включая помощь в их адаптации на рабочем месте и поддержку в процессе выполнения трудовых функций;

включения норм, обеспечивающих право родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет (далее – лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет), на специальную профессиональную переподготовку в конце отпуска по уходу за ребенком;

освобождения лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трёх лет от прохождения аттестации в течение 1 года после выхода из отпуска по уходу за ребенком;

обеспечения одиноким родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим несовершеннолетних детей, особого режима работы, в том числе неполного рабочего дня, гибкого графика работы, надомной, дистанционной работы.

2.34. Участвуют в осуществлении контроля соблюдения законодательства в области труда, предоставляют бесплатную консультационную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам защиты трудовых прав, занятости, охраны труда, трудового законодательства.

2.35. Участвуют в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда.

2.36. Участвуют в организации профориентационной работы среди молодежи, в том числе в учебных заведениях, с целью ориентирования молодежи на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда, знакомства с особенностями производства предприятий, учитывая способности и состояние здоровья человека.

3. В области оплаты труда

В области оплаты труда и ее тарифного регулирования Стороны считают приоритетными следующие направления:

повышение жизненного уровня населения, проживающего на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

установление размера минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

повышение уровня оплаты труда работников;

развитие механизмов перехода на эффективный контракт;

обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности;

повышение эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением в организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры законодательства о труде.

Для реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

3.1. Анализируют экономическую ситуацию и принимают меры по повышению заработной платы.

3.2. Обеспечивают контроль установления заработной платы не ниже минимального размера заработной платы (оплаты труда) и сроком ее выплаты.

3.3. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах экономики, размер фонда оплаты труда формируется в соответствии с прогнозным индексом потребительских цен и фактического объема оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования.

3.4. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате, стипендиям, пособиям.

3.5. Проводят ежегодные консультации об индексации заработной платы. Обеспечивают повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В государственных и муниципальных учреждениях индексируют заработную плату в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в организациях внебюджетного сектора экономики – в соответствии с отраслевыми, территориальными соглашениями и коллективными договорами.

3.6. Рассматривают вопросы и принимают меры, направленные на снижение необоснованной дифференциации в заработной плате работников.

Органы государственной власти:

3.7. Ежеквартально информируют население Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через средства массовой информации о величине прожиточного минимума.

3.8. Проводят консультации с Работодателями, Профсоюзами по реализации политики в сфере оплаты труда.

3.9. Проводят работу по совершенствованию оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий, учитывая размеры оплаты труда в зависимости от эффективности работы организаций.

3.10. Создают условия для оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг.

3.11. Проводят не реже 1 раза в полугодие анализ фактически складывающегося уровня оплаты труда по отраслям. Регулярно размещают результаты анализа заработной платы на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Работодатели:

3.12. Своевременно выплачивают заработную плату, а в случае ее задержки по вине работодателя индексируют задержанные выплаты в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Разрабатывают с учетом мнения профсоюзных организаций и закрепляют в коллективных договорах формы и системы оплаты труда работников, условия, порядок компенсационных, стимулирующих и иных выплат.

3.13. Выплачивают процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в совокупности не менее 5 лет.

3.14. Применяют механизмы поощрения работников, добившихся наивысших достижений в профессиональной деятельности.

Профсоюзы:

3.15. Принимают меры через систему коллективных договоров и отраслевых (межотраслевых) соглашений, обеспечивающие повышение уровня оплаты труда, справедливые соотношения оплаты труда.

3.16. Способствуют росту уровня доходов населения, вносят предложения в исполнительные органы государственной власти, работодателям по увеличению доходов, добиваются реализации указанных предложений через коллективные договоры и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

3.17. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями и органами государственной власти при определении начальной (максимальной) цены государственных контрактов по объектам, финансируемым с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере оплаты труда.

4. В области социальной обеспеченности населения

В области социальной обеспеченности населения Стороны считают приоритетными следующие направления:

оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям граждан со стороны органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

доведение обеспеченности населения жильем, объектами социально-культурной сферы до уровня не ниже среднего, сложившегося в целом по Российской Федерации;

развитие форм добровольного страхования работников, способствующих их социальной защищенности, повышению их мотивации к труду, усилению мер доверия к работодателю.

обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В целях реализации вышеуказанных направлений стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

4.1. Разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на реализацию федерального законодательства о стандартах в области образования, здравоохранения, окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и вносят на рассмотрение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4.2. Готовят предложения по совершенствованию законодательства автономного округа в сфере социальной защиты населения, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

4.3. Осуществляют мониторинг уровня тарифов на коммунальные услуги, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, общественного транспорта и принимают меры по недопущению снижения реальных доходов населения.

4.4. Осуществляют меры по развитию объектов оздоровления населения, в том числе детей и подростков. Обеспечивают подготовку и функционирование оздоровительных лагерей всех типов для организации труда и отдыха детей, подростков и студенческой молодежи.

Осуществляют меры, направленные на стимулирование снижения уровня потребления алкогольной продукции, в том числе путем организации досуга работников и проведения соответствующих мероприятий образовательного и оздоровительного характера.

4.5. Принимают государственные программы об отдыхе, оздоровлении и занятости детей, подростков и молодежи, контролируют их выполнение.

4.6. Разрабатывают и реализуют государственные программы, предусматривающие предоставление мер государственной поддержки молодым семьям для приобретения жилья, а также обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях и осуществляют контроль за ходом их выполнения.

4.7. Способствуют созданию трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни.

4.8. При наличии финансовых возможностей предусматривают в коллективных договорах следующие выплаты работникам:

оказание работнику материальной помощи в случае смерти близких родственников (муж, жена, родители, дети);

оказание материальной помощи близким родственникам (муж, жена, родители, дети) в случае смерти работника;

выплату работающим юбилярам, которым исполняется 50 и 55 лет, а также в последующем каждые 5 лет, проработавшим в организации не менее 10 лет;

выплату неработающим юбилярам (55, 60 и каждые последующие 5 лет), отработавшим в организации не менее 15 лет и уволившимся из организации в связи с выходом на пенсию.

4.9. Для государственных и муниципальных организаций выплаты, указанные в пункте 4.8, могут устанавливаться в коллективных договорах, локальных актах за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

4.10. Обеспечивают условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Органы государственной власти:

4.11. Обеспечивают адресную социальную поддержку малообеспеченным слоям населения в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4.12. Используют возможности жилищно-строительной кооперации с участием корпоративных бюджетов, стимулирования механизмов и институтов, способствующих повышению спроса и предложения на рынке жилья, в том числе жилищно-накопительных счетов (стройберкасс), жилищно-строительных кооперативов.

4.13. Вправе выпускать ипотечные облигации, обеспеченные гарантиями Фонда развития жилищного строительства.

4.14. Содействуют доступности ипотечного кредитования населению.

4.15. Способствуют повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Решают вопросы по повышению качества услуг организаций коммунального комплекса, снижению расходов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, размещения, обезвреживания и утилизации твердых коммунальных отходов. Обобщают и распространяют опыт работы лучших организаций, организуют проведение конкурсов на звания «Самый благоустроенный город, поселок, село», «Лучшая организация, предприятие по эффективности работы в новых экономических условиях».

4.16. Сохраняют на уровне не ниже достигнутого охват детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организованными формами отдыха и оздоровления, в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления.

Работодатели:

4.17. Обеспечивают своим работникам права и социальные гарантии, установленные законодательством в области труда, а также обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, в том числе и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.18. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и организаций.

4.19. Отчисляют профсоюзам денежные средства в объеме, определенном коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в объёме не ниже 0.15 процентов от фонда оплаты труда. Для организаций бюджетной сферы отчисления производятся за счёт средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и не могут превышать 0,15 процентов от фонда оплаты труда.

4.20. Выплачивают объединениям работодателей, действующим на основании Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», для решения уставных задач и организации работы по выполнению трехсторонних соглашений, ежегодные взносы.

4.21. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях организаций внебюджетного сектора экономики решение вопросов по улучшению жилищных условий работников (продажа жилья с оплатой в рассрочку, компенсация процентных ставок по ипотечным кредитам, предоставление ссуд, займов на льготных условиях и т.д.).

4.22. Способствуют созданию молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций и т.д.) в организациях всех форм собственности.

4.23. С целью привлечения и закрепления молодежи в организациях внебюджетного сектора экономики предусматривают в коллективных договорах и отраслевых (межотраслевых) соглашениях для работающей молодежи: улучшение социально-бытовых, жилищных условий; организацию досуга; поддержку молодых семей;

предоставление ссуд и кредитов на неотложные нужды, приобретение и строительство жилья, мебели и т.д.;

предоставление молодым специалистам единовременной выплаты в размере не менее 1 месячного фонда оплаты труда, приступившим к работе по специальности не позднее 1 года работы после окончания обучения в организациях профессионального образования.

4.24. Вносят предложения в адрес органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о содействии и развитии организаций, использующих труд инвалидов, малообеспеченных категорий населения.

4.25. Устанавливают в договорах дополнительного медицинского страхования, коллективных договорах, иных локальных нормативных актах организаций внебюджетного сектора экономики размер, условия и порядок компенсаций расходов:

на оплату санаторно-курортного лечения;

на оказание дополнительной материальной помощи при рождении ребенка;

на выплату дополнительных ежемесячных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

на оплату путевок в детские оздоровительные лагеря.

4.26. Устанавливают по согласованию с профсоюзной организацией (при наличии) в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации внебюджетного сектора экономики размер, условия и порядок страхования имущественных интересов работников, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением.

4.27. Работникам, заключившим трудовые договоры с организациями, расположенными в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере 2 должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;

оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом, а в случае отсутствия железнодорожного транспорта – не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок речным, автомобильным транспортом;

оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней для обустройства на новом месте.

Профсоюзы:

4.28. Участвуют в экспертизе проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социальной защищенности населения.

4.29. Принимают участие в организации и финансировании на долевых началах культурно-спортивных мероприятий, проводимых в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4.30. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам социальной защиты, трудовым спорам.

5. В области пенсионного обеспечения

5.1. В области государственного пенсионного обеспечения населения Стороны считают приоритетными следующие направления:

способствование соблюдению в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре федерального законодательства о государственном пенсионном страховании;

создание условий использования гражданами права на назначение страховых пенсий согласно результатам труда каждого застрахованного лица;

проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о совершенствовании пенсионного законодательства.

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

5.1.2. Обеспечивают работникам условия реализации права, установленного федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения.

5.1.3. Контролируют своевременное предоставление перечней рабочих мест, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, поименных списков к ним и документов, подтверждающих их право, в соответствии с федеральным законодательством, с использованием системы электронного документооборота.

5.1.4. Организуют размещение информационных материалов для работников предприятий (организаций) по вопросам пенсионного обеспечения в части проведения заблаговременной подготовки документов, необходимых для назначения пенсионного обеспечения, на лиц, уходящих на пенсию.

5.1.5. Оказывают практическое и методическое содействие в заключении соглашений об электронном информационном взаимодействии между страхователями и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам проведения заблаговременной подготовки документов на лиц, уходящих на пенсию, и о возможности представления страхователем заявлений работника и документов, необходимых для назначения пенсии.

Органы государственной власти:

5.1.6. Размещают материалы разъяснительного характера для населения о пенсионной системе, совершенствовании пенсионного законодательства, дополнительном государственном пенсионном страховании и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений в окружной газете «Новости Югры», телерадиокомпаниях «Югория», «Югра», на интернет-ресурсах.

Работодатели:

5.1.7. Обеспечивают своим работникам условия реализации права, установленного федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения, в виде оказания содействия по представлению заявлений и документов для назначения пенсий с использованием системы электронного документооборота.

5.1.8. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых (межотраслевых) соглашениях, локальных нормативных актах организации уплату взносов работодателя в пользу работников, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, с согласия работников.

5.1.9. Осуществляют размещение материалов разъяснительного характера для работников о пенсионной системе, совершенствовании пенсионного законодательства, дополнительном государственном пенсионном страховании и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений в средствах массовых коммуникаций, в том числе корпоративных.

Профсоюзы:

5.1.10. Осуществляют контроль своевременной подготовки работодателями необходимых документов для назначения страховых пенсий в соответствии с федеральным законодательством.

5.1.11. В целях гарантии пенсионного обеспечения при ликвидации предприятия осуществляют контроль представления в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре индивидуальных сведений на уволенных работников.

5.1.12. Принимают участие в проведении специальной оценки условий труда, осуществляют контроль правильности установления в локальных нормативных актах, трудовых книжках и других документах наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.

5.1.13. Содействуют застрахованным лицам при их обращении в судебные органы в связи с нарушением их пенсионных прав страхователями.

5.1.14. Организуют обучение профсоюзного актива, работодателей действующему пенсионному законодательству и практике его применения, в том числе через средства массовой информации профсоюзных организаций.

5.1.15. Осуществляют размещение материалов разъяснительного характера о пенсионной системе, совершенствовании пенсионного законодательства, дополнительном государственном пенсионном страховании и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений в средствах массовых коммуникаций, в том числе профсоюзных.

5.2. В области дополнительного пенсионного обеспечения:

Стороны совместно:

5.2.1. Организуют информационно-разъяснительные компании и акции по информированию населения о совершенствовании пенсионного законодательства, возможностях негосударственного пенсионного обеспечения. Привлекают в установленном порядке к этой работе средства массовой информации.

5.2.2. Оказывают содействие в проведении информационно-разъяснительной работы в коллективах специалистам подразделений Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний.

5.2.3. Принимают меры к обеспечению работников негосударственным пенсионным страхованием.

Органы государственной власти:

5.2.4. Организуют поддержание нормативной правовой базы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного пенсионного обеспечения в актуальном состоянии.

5.2.5. Обеспечивают государственное стимулирование развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2011 года № 63-оз «О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» путем выделения средств для выплаты гражданам доплаты из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение переходного периода до 2020 года.

Работодатели:

5.2.6. Формируют и развивают институт корпоративных пенсий путем заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своих работников с негосударственными пенсионными фондами в соответствии с Пенсионным стандартом Югры.

5.2.7. Организуют и проводят совместные встречи с руководителями корпоративных профсоюзов, специалистами Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующих исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.

Профсоюзы:

5.2.8. Участвуют в рассмотрении проектов решений об индексации дополнительных пенсий, изменений норм и условий их назначения.

5.2.9. Оказывают практическое и методическое содействие заключению отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с включением в них разделов о дополнительном пенсионном обеспечении.

5.2.10. Способствуют формированию и развитию института корпоративных пенсий путем проведения информационно разъяснительных мероприятий среди работников организаций Ханты-Мансийского автономного округа Югры о возможностях дополнительного пенсионного обеспечения, в том числе о правах работников, предоставленных им Пенсионным стандартом Югры.

6. В области охраны труда

В области охраны труда Стороны определили приоритетными следующие направления:

обеспечение сохранения жизни и здоровья работников;

профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

соблюдение в организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры федерального законодательства и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об охране труда с использованием собственных средств на создание безопасных условий труда;

обучение руководителей, специалистов и рабочих организаций по вопросам охраны труда;

проведение специальной оценки условий труда;

выполнение мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами;

разработка и принятие мер по формированию системы управления охраной труда, промышленной безопасности, соответствующих современным экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей создавать и обеспечивать безопасные условия и охрану труда.

Для реализации данных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

6.1. Участвуют в разработке и реализации государственных программ по улучшению условий и охраны труда.

6.2. Обеспечивают исполнение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:

требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности;

законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

локальных нормативных актов, в том числе устанавливающих гарантии и компенсации работникам.

6.3. Участвуют в организации проведения специальной оценки условий труда.

6.4. Участвуют в организации смотров-конкурсов по охране труда и регулировании социально-трудовых отношений, обобщают и внедряют положительный опыт работы.

6.5. Организуют обучение по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

6.6. Организовывают проведение семинаров, конференций, выставок и иных мероприятий по вопросам охраны труда.

Органы государственной власти:

6.7. Ежегодно проводят анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры, разрабатывают меры по их улучшению, направляют информацию о состоянии условий и охраны труда Работодателям и Профсоюзам.

6.8. Разрабатывают и обеспечивают реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

6.9. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

6.10. Организуют проведение государственной экспертизы условий труда.

Работодатели:

6.11. Предусматривают в пределах имеющихся средств в коллективных договорах по результатам специальной оценки дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда работников, занятых на рабочих местах с наличием вредных и опасных производственных факторов.

6.12. Представляют в установленные сроки заявления региональному отделению Фонда социального страхования об установлении скидок к страховым тарифам.

6.13. Ежегодно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок до 1 августа обращаются в региональное отделение Фонда социального страхования по месту регистрации с заявлением на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

6.14. В установленном порядке обеспечивают проведение медицинских осмотров работников.

6.15. Обеспечивают условия осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду и охране труда уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, членами комиссий по охране труда, в том числе представляют соответствующую информацию и документы.

6.16. Рассматривают возможность страхования жизни и добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на производстве работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

6.17. Проводят обучение вновь избранных уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда по утвержденным программам. В период обучения за уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза сохраняется средняя заработная плата.

6.18. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий по охране труда для осуществления контроля за состоянием охраны и условиями труда.

6.19. Финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

6.20. В коллективных договорах предусматривают механизмы и формы получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах.

6.21. Ежегодно предоставляют в органы местного самоуправления муниципальных образований информацию о состоянии условий и охраны труда в организации.

Профсоюзы:

6.22. Осуществляют общественный контроль состояния охраны труда в организациях.

6.23. Добиваются включения в коллективные договоры, отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения мероприятий по улучшению условий труда работников, дополнительных, по сравнению с законодательством, льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях.

6.24. Защищают законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей.

6.25. Избирают на каждом предприятии уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда. Организуют совместно с работодателями их обучение.

6.26. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6.27. Проводят разъяснительную работу среди работников организаций по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий

7. В области развития социального партнерства и взаимодействия участников Соглашения

В области развития социального партнерства и координации действий Стороны определили приоритетными следующие направления:

регулирование социально-трудовых отношений на основе вступления работодателей в Объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, региональные отраслевые и территориальные объединения работодателей, заключения и выполнения коллективных договоров, региональных отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;

содействие развитию социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в этой области;

развитие информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства.

Для обеспечения вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно:

7.1. Развивают социальное партнерство на региональном, отраслевом и территориальном уровнях, содействуют заключению коллективных договоров, а также региональных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений и осуществляют контроль их выполнения в пределах собственных полномочий.

7.2. Содействуют принятию нормативных правовых актов, способствующих развитию социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

7.3. При необходимости информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам. Информируют на договорных условиях через средства массовой информации, в том числе электронные, население о мероприятиях, проводимых в соответствии с Соглашением, а также об их исполнении.

7.4. Согласно деятельности Трёхсторонних окружной и территориальных комиссий проводят консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области социально-трудовых отношений, государственных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения.

7.5. Создают постоянно действующий трудовой арбитраж Комиссии для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с федеральным законодательством.

7.6. Обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется в течение 3 месяцев после его заключения. Каждая Сторона направляет свой утвержденный план мероприятий другим Сторонам. По согласованию Сторон Комиссии может быть сформирован и утвержден совместный план мероприятий по реализации Соглашения.

7.7. Осуществляют взаимодействие с территориальными трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

7.8. Разрабатывают комплекс мер по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах.

Органы государственной власти:

7.9. Обеспечивают участие представителей профсоюзов и работодателей (по согласованию) в работе формируемых органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры постоянно действующих комиссий и советов, связанных:

с реализацией социально-экономических интересов населения;

с общественной оценкой деятельности государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и кадровыми технологиями.

7.10. Содействуют в пределах своих полномочий реализации права работодателей на объединение, оказывают в соответствии с федеральным законодательством поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, создают в соответствии с законодательством условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.

7.11. В период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов, ухудшающих социально-экономическое положение работников, работодателей, без обсуждения их проектов с Работодателями и Профсоюзами.

7.12. При подготовке проектов законов и других правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам, включенным в Соглашение, обеспечивают взаимодействие с социальными партнерами.

7.13. Оплачивают ежегодные членские взносы в объединения работодателей, членами которых они являются, в соответствии с положениями об уплате членских взносов.

7.14. Размещают на официальном сайте Дептруда и занятости Югры материалы о практике социального партнерства.

Работодатели:

7.15. Поддерживают инициативу профсоюзов о заключении коллективных договоров и региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений. Заключают коллективные договоры и региональные отраслевые (межотраслевые) соглашения не позднее чем через 3 месяцев после начала ведения переговоров в установленном порядке.

7.16. Обеспечивают участие работников в управлении производством. Формы и методы управления определяются по договоренности работодателя и представительного органа работников и закрепляются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Профсоюзы:

7.17. Инициируют разработку и заключение коллективных договоров, территориальных и региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений.

7.18. Содействуют подготовке и проведению колдоговорных компаний, организуют членов профсоюзов на выполнение коллективных договоров.

7.19. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений, оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально-трудовых прав и гарантий.

7.20. Инициируют и содействуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам.

7.21. Обязуются не выступать организаторами акций протестов в случае выполнения органами государственной власти и работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также региональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

7.22. Осуществляют работу по созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в малом бизнесе.

7.23. Принимают участие в реализации мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах, вносят предложения работодателям по совершенствованию данной работы.

7.24. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях перечисления ежемесячно на счет профсоюзной организации денежных средств в размере 1% от заработной платы, на основании письменного заявления работника.

8. Контроль за выполнением Соглашения и ответственность Сторон

8.1. Стороны признают Соглашение правовым актом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, принимают на себя обязательство соблюдать его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ответственность за нарушение или невыполнение его положений.

8.2. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.

8.3. Контроль за реализацией положений Соглашения осуществляет Комиссия. Между заседаниями Комиссии текущие вопросы выполнения Соглашения рассматриваются в рабочем порядке.

8.4. Стороны информируют население Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о ходе реализации Соглашения, а также о принимаемых Комиссией решениях.

8.5. Стороны договорились, что в период действия Соглашения возникающие разногласия рассматриваются Комиссией.

8.6. Соглашение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре вступает в силу с момента опубликования и действует до 31 декабря 2019 года. В случае отсутствия заключенного Соглашения на следующий период Соглашение может быть продлено по согласованию сторон на срок не более 1 года.

8.7. Ни одна из Сторон не вправе в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

8.8. Стороны предлагают органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отраслевым, территориальным объединениям работодателей и профсоюзов после подписания Соглашения разработать и заключить на его основе региональные отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения, а также внести соответствующие изменения и дополнения в ранее заключенные соглашения, учитывающие специфику отрасли (отраслей) и муниципального образования.

8.9. В семидневный срок после подписания Соглашения Правительство автономного округа обеспечивает его публикацию в газете «Новости Югры», размещает его на своем официальном сайте.

9. Заключительные положения

9.1. Стороны пришли к согласию о прекращении действия Трехстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2016 годы с момента опубликования Соглашения.

9.2. В случае если одна из Сторон выступит с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение, другие 2 Стороны обязаны рассмотреть это предложение в установленном порядке на заседании Комиссии, в течение 1 месяца после получения предлагаемых изменений и дополнений.

9.3. Стороны договорились о внесении изменений и дополнений в Соглашение не чаще 1 раза в год.

9.4. Соглашение подписано «23» декабря 2016 года в г. Ханты-Мансийске в 4 подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

       от органов государственной власти:

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Н.В. Комарова

Председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Б.С. Хохряков

       от Работодателей:

Председатель Объединения работодателей
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

А.И. Кобанов

       от Профсоюзов:

Председатель Объединения организаций профсоюзов
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Ф. Г. Сиваш

Опубликовано: 27.12.2016 11:15        Обновлено: 27.12.2016 11:36